Эксперт

Не хочу учиться: как объяснить ребенку, зачем ходить в школу

Школьник совсем не рад, что начинается учебный год? Он не ждет встречи с учителями и одноклассниками? Помогаем ребенку понять, зачем надо ходить на занятия.

Любопытство не порок

Главное, о чем нужно помнить каждому родителю: человек рождается суперлюбопытным. Он задает вопросы. Он рисует на обоях (лучше повесьте на них бумагу), размазывает кашу по столу (вы легко потом все уберете), тычет пальцем в розетку (стоит закрыть их специальными вставками)… Он швыряет игрушку и таким образом исследует закон всемирного тяготения. Он познает! И если ему запрещают бросать игрушку, он не усвоит этот закон. Если ребенку постоянно говорят: «Не суй нос в чужой вопрос», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», то через некоторое время родители слышат от учителя, что их сын или дочь ни к чему не стремится.

Все дело в том, что любопытство – двигатель обучения. У ребенка, которому интересно узнавать все новое, познавать мир вокруг себя и постоянно развиваться, не возникнет вопрос: «А зачем мне ходить в школу?» Ведь как многие дети на него сегодня отвечают? «Не знаю». Их можно понять. «Я умею общаться, я умею читать, я умею считать, что еще мне нужно?» – рассуждают школьники и приходят к выводу, что ничего. И тогда они бегут с уроков, ведь им нечего на них делать, им неинтересно. Это отказ, то есть лень. Что же делать? Как это изменить? Тут уже все в руках и родителя, и учителя.

Вместе весело шагать

Вы знаете, чем увлечены ваш ребенок и его сверстники? В какие игры они играют? Какие у них кумиры? Простой пример: если мы посмотрим по сторонам, то увидим, что подавляющее большинство школьников постоянно ходит в наушниках. Но знаем ли мы, что за музыку они в них слушают? Умеем ли мы жить в том же ритме, в каком живут они? Понимаем ли их увлечения? При отрицательном ответе на каждый из этих вопросов срочно меняйте ситуацию. Зная, чем дышит ребенок, вы быстрее до него достучитесь.

Расставить акценты

Ребенок говорит, что знания сегодня находятся на расстоянии вытянутой руки. И он абсолютно прав. Если учитель сажает детей в классе и просто говорит, что сегодняшний урок посвящен, например, тому, что Волга впадает в Каспийское море, то школьник едва ли захочет поскорее впитать в себя эту информацию. Он понимает, что при необходимости он всегда может узнать об этом в Интернете. И если у учителя не получается идти в ногу со временем, о чем мы писали чуть выше, то вы будьте тем человеком, который сможет преподнести эту информацию так, чтобы ребенок в следующий раз побежал на урок географии.

Дочери Бородиной, Чуриковой и другие звездные первоклашки
Подробнее

Говоря простым языком, у родителя всегда должен быть ответ на вопрос ребенка: «Зачем мне это знать?». Научите его искать это знание, объясните, почему это важно и почему это любопытно. Ключевое слово – любопытно!

То же самое, например, и с таблицей умножения. «Мама, зачем мне ее учить, если у меня всегда есть под рукой калькулятор?» – вопрошает ребенок. А мама с интригующей интонацией в голосе отвечает: «Таблица умножения развивает твой мозг и, возможно, когда-нибудь поможет тебе посчитать деньги. Это инструмент для открытий. Умение читать – это способ познания мира. Знание иностранного языка – это возможность общаться с жителями других стран и узнавать о международных открытиях. И так далее. Учителю и родителю важно заинтриговать ребенка, объяснить, как и где он может пользоваться знанием, и только тогда он поймет, зачем приходить в школу. Интерес, любопытство, желание познавать и развиваться – вот те самые движущие силы, которые должны «подогреваться» в семье.

Готовимся к школе: ответы офтальмолога и 13 упражнений для глаз
Подробнее
Пища для ума, или Суперзавтраки для школьника
Подробнее