Развитие речи у детей

Появление и правильное развитие речи у детей зависит от нас, взрослых. Первые «агу», «мама» и «дай» мы услышим от малышей, которых окружает речь взрослых. Именно подражая нам, крохи начинают произносить первые звуки и слова.

Этапы развития речи детей

Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей. Первый этап (от рождения до года) подготовительный – идет подготовка к овладению речью. Очень важно в этот период как можно больше эмоционально общаться с ребенком. Знакомить с окружающим его миром. Первое гуление вы услышите в два-четыре месяца, в пять месяцев малыш уже будет пытаться подражать взрослым – лепетать слоги. Более сложное сочетание звуков ребенок начнет повторять в семь-девять месяцев. К году малыш уже, как правило, может произносить до 12 слов, соотносить слово с предметом. К концу первого года жизни заканчивается подготовительный этап в развитии речи.

На втором году жизни ребенка заметен скачок в развитии понимания речи, развивается активная речь. Ребенок использует осмысленные слова в зависимости от конкретной ситуации – появление мамы, папы или игрушки. Малыш уже может выполнять простые поручения. К полутора годам в словаре ребенка около 50 слов, он пытается соотнести слово и действие. Малыши понимают значение почти всех слов, при этом произносят слов меньше, чем понимают. Фразовая речь отсутствует, одним словом ребенок заменяет целое предложение. Постепенно начинает строить предложение из двух слов. К двум годам многие детки уже могут говорить простыми предложениями. В их словаре от 50 до 200 слов – это существительные, глаголы и наречия употребляются реже. Начинают произносить гласные звуки а, у, и, согласный щ, звуки ы, э заменяют и, е. Почти все согласные произносят неправильно, заменяя простыми. Не стоит бить тревогу, если кроха пропускает слоги в словах или звуки или добавляет лишние. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже – это все индивидуально.

К трем годам в словаре ребенка уже можно насчитать от 300 до 800 слов. Но речь не всегда понятна окружающим, произношение также далеко от нормы. В лексиконе есть почти все части речи. Он без труда строит предложения из трех-четырех слов. Малыш узнает и называет предметы на картинках, называет действия, которые совершают разные животные. Фразы развернутые еще отсутствуют. У ребенка не всегда получается согласовывать слова в роде, числе и падеже, но он уже правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Также в этом возрасте ребенок способен воспринимать сказки и рассказы, но простые и небольшие по объему, даже может ответить на вопросы по их содержанию. Маленькие тексты, прочитанные ему несколько раз, запоминает наизусть. Развитию речи детей раннего возраста очень способствует чтение сказок, стихов и потешек.

Словарный запас ребенка растет постепенно: в три с половиной года – 1100 слов, в четыре года – до 1900, в пять лет – до 2200 слов. Звукопроизношение также формируется у деток по-разному. Кто-то уже к трем-четырем годам правильно произносит все звуки, а кто-то только к пяти-шести.

Разговаривайте с ребенком правильно

Развитие речи у детей сложный процесс, и чтобы у вас не возникало поводов для беспокойств, уделяйте больше внимания своему ребенку – разговаривайте, играйте, читайте.

Обращайте внимание на свою речь: говорите не торопясь, слова и звуки произносите четко, не коверкайте язык, подражая малышу. Говорите короткими предложениями, держите паузу. Учитесь внимательно слушать малыша. Вводите новые слова постепенно, объясняйте значение новых слов, обязательно покажите, как выглядит тот или иной предмет. Будьте терпеливыми – одно и то же слово повторяйте несколько раз. Маленькие дети любят копировать действия взрослых – играя вместе, «варите», «убирайте», только проговаривайте свои действия. Не забывайте хвалить ребенка, ему важно чувствовать вашу любовь. Если у вашего малыша нет настроения или он заболел, отложите игры на потом.

Упражнения для развития речи

Развитию речи детей раннего возраста помогут следующие упражнения.

1. Упражнения для развития мелкой моторики. Их очень много – игры в конструктор, мозаику, шнуровка, пазлы, лепка, пальчиковая гимнастика. Предложите малышу нанизать бусины на шнурок, застегивать и расстегивать крупные пуговицы, пристегнуть на веревочку бельевыми прищепками геометрические фигуры. Разобрать по цветам и размеру мелкие предметы.

2. Физические упражнения – артикуляционная гимнастика. Это всевозможные игры с губками и язычком – облизываем губы или ложечку, показываем язык, изображаем кошечку, которая лакает молоко, цокаем язычком. Также необходимо развивать речевое дыхание – учите ребенка делать долгий и плавный выдох ртом – подуйте на клочок ваты, сдуйте с места самолетик или кораблик из бумаги. Пускайте мыльные пузыри.

3. Голосовые упражнения. Побуждайте малыша повторять за вами звуки.

4. Речевые упражнения. Учите с малышом маленькие стишки с определенным звуком. Заучивайте простые скороговорки.

О нарушении речи у детей раннего возраста может сказать только специалист, если у вас возникли сомнения или что-то настораживает, обратитесь к логопеду. По рекомендациям врача можно будет заниматься и дома.

Как помочь малышу, когда у него режутся зубы?