Само не пройдет: в каких случаях надо бежать к логопеду

Поход к этому специалисту – как раз тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.

— Говорит и ладно, – отмахивалась мама четырехлетнего Кирюши от предложения показать сына логопеду.

Нет, Кирюша говорил. Только понять его могли лишь те, кто беседовал с ним каждый день и привык к его манере речи.

Кирюше исполнилось пять. Ситуация не улучшилась. Ближе к шести годам мама Света все-таки отвела сына к логопеду. И была в шоке от букета поставленных диагнозов. Здесь и дизартрия, и нарушение фонематического слуха, и рекомендация обратиться к неврологу.

— Когда все это исправлять, – хватается теперь за голову мама. — Через год уже в школу!

Когда нужно обратиться к логопеду
Фото: GettyImages

Если бы Светлана обратила внимание на несоответствие речи Кирилла его возрасту раньше, к первому классу уже все бы, скорее всего, привели в норму. Но она откладывала визит к врачам до последнего, думая, что со временем все само устаканится и Кирюша заговорит речью теледикторов.

Чтобы уберечь от подобных ошибок других мам и пап, редакция Wday попросила ведущего логопеда дистанционного речевого центра OPPI-ONLINE Татьяну Комарову рассказать, что и в каком возрасте должно насторожить родителей и заставить их сразу обратиться к специалисту.

Татьяна Комарова (Tatiana Komarova)

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет. Если ребенок до года толком ничего не произносит – не агукает, не гулит, разве что плачет, нужно обязательно обратиться к логопеду и исключить возможные дальнейшие проблемы. Кроме того, стоит обсудить этот вопрос с неврологом.

Молчуны: почему дети начинают говорить все позже
  • Подробнее

До года

— Кроха – молчун. Не лепечет, не гулит, не агукает. Ближе к 12 месяцам нет повторяющихся ди-ди, бу-бу, та-та и милого сердцу ма-ма.

От двух до трех лет

— Говорит слишком мало слов, нет фраз. А то и вовсе еще не говорит.

— Простые звуки, такие как «к», «д», «т», пропускает в речи или заменяет на другими («тиса» вместо «киса»).

— Все понимает, но упрямо не хочет говорить.

— В три года много и активно лепечет на своем языке, но понять его – высший пилотаж.

Татьяна Комарова (Tatiana Komarova)

После двух родителям кажется, что у ребенка вот-вот все получится, надо только постараться, а он «упрямится и ленится». На самом деле это «упрямство» может оказаться моторным или сенсорным нарушением.

Когда нужно обратиться к логопеду
Фото: GettyImages

От четырех до пяти лет

— Ребенок смягчает звуки. Шапка у него превращается в «щапку», чашка в «цяшку» или «тяшку», кофточка в «кофтотьку».

— Ребенок произносит шипящие и ряд других звуков с языком, просунутым между зубами.

— Речь нечеткая, смазанная, многие звуки отсутствуют. В общем, та самая «каша во рту у Саши».

Татьяна Комарова (Tatiana Komarova)

Ближе к пяти большинство звуков уже должны встать на место и звучать правильно. Если вам кажется, что ребенок вдруг начал сюсюкать, говорить как маленький, это, конечно, могут быть и психологические проблемы, возможно, он так привлекает внимание. Но не исключена и дизартрия.

Развитие речи у детей
  • Подробнее

Старше шести лет

— Не произносит правильно какие-либо звуки.

— Говорит, запинаясь, заикаясь, повторяет первые или последние слоги, а то и целые слова. Как будто речь бежит вперед мысли.

— Не может пересказать прочитанный рассказ, плохо запоминает стихи, путает слоги.

— Не может на слух определить первый или последний звук в слове, какой звук на каком месте.

Младшие школьники

— Какие-либо проблемы с письмом: пропускает буквы, путает их и т. п.

Татьяна Комарова (Tatiana Komarova)

После шести лет у ребенка полностью сформирована фонетическая система, его речь уже должна быть правильной. И надо уже обращать внимание на то, как он пишет. Как правило, если есть проблемы, они выявляются во втором-третьем классе. Если школьник пропускает в словах буквы, меняет их местами, педагог может заподозрить дисграфию.

Татьяна Комарова настаивает: затягивать с обращением к специалистам, надеясь, что все выправится само, не стоит. Чем раньше начнутся коррекционные занятия, тем проще будет устранить существующие проблемы. Если они есть, решить их все-таки лучше до начала учебы, чтобы не допустить наслоения школьных проблем на уже существующие.

Татьяна Комарова (Tatiana Komarova)

И очень важно: если вдруг у ребенка была какая-то травма головы, пусть даже легкая, и после этого также начались проблемы с речью и письмом, в этом случае надо срочно обращаться и к логопеду, и к неврологу.

Гайдном по рэпу: как научить ребенка любить классику
  • Подробнее
Считаем с пользой дни до встречи: подготовка к родам
  • Подробнее
Комментарии0
Загрузка...

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.