Шесть способов стать ребенку другом

Актер и педагог Антон Михалев пять лет снимал «Ералаш», а теперь режиссирует проекты телеканала Disney и знает о малышне практически все. Он поделился с Woman’s Day секретами доверительных отношений с детьми.

Как раскрепостить ребенка? Самое главное – его не зажимать. Бывает, родители ставят очень много ограничений: этого нельзя, того нельзя, не объясняя почему. Ребенок начинает комплексовать, потому что он думает, что, сделав какой-то шаг, обязательно сделает его неправильно. Ему нужно давать возможность пробовать себя во всех направлениях и ипостасях. Это разовьет уверенность в себе, поможет ребенку раскрыться.

Слушайте своего ребенка. С детьми надо чаще и больше говорить. Если вы будете регулярно разговаривать на разные темы, обсуждать что-то, размышлять вместе, вы никогда не потеряете с ребенком связь. Сейчас общения очень мало. Как правило, у родителей то работа, то телевизор. Чадо приходит домой: «Папа, мама, я увидел сегодня, как листик желтый с дерева упал». Для ребенка это событие, а для родителей: «Да что за ерунда, не обращай внимания, этих листиков в твоей жизни будут падать миллиарды. И что, мы на каждый листик будем тратить время?» Как только родители реагируют отторжением, какой смысл дальше ребенку приходить и рассказывать? Слушайте их с интересом. Так возникает доверие. Вам должна быть действительно интересна жизнь вашего ребенка.

Не обесценивайте детские трудности. Если вы видите, что ребенок молчалив, выглядит подавленно, конечно, нужно с ним сесть и поговорить. Узнать, в чем причина его пребывания в себе. Не каждый ребенок идет на контакт, кто-то стесняется – действуйте мягко, не давите и не требуйте все выложить. А еще вам, взрослому, причина его печали может показаться несерьезной. Здесь самое главное – не учить маленького человека, говоря, что все это ерунда, что все пройдет. Просто постарайтесь научить его переключаться с проблемы на что-то другое, забывать ее на время.

Вы должны стать для ребенка авторитетным другом. Если для вашего чада вы – некий строгий родитель, который контролирует и запрещает, то он рано или поздно попытается вас обмануть. То есть связь с ребенком через строгости не выстраивается. Но тут надо еще помнить, что мама, ставшая подружкой, не будет иметь никакого влияния на ребенка. Соблюдайте золотую середину. Например, когда я работаю с ребятами, это выглядит так: я друг, я пришел тебе помочь, у нас одна задача, мы вместе справимся, может быть, я чуть-чуть больше знаю, чем ты, но принимай решения самостоятельно. При этом на съемках я всегда остаюсь для ребят Антоном Владимировичем. Как только уходит отчество, начинается панибратство, мой статус педагога сразу теряется. Это недопустимо.

Вы должны знать, что делает ваш ребенок в соцсетях. Я категорически против того, чтобы дети до пятого класса сидели в соцсетях. К сожалению, они больше времени проводят с друьями в телефонах, чем в личном общении. А в интернете помимо настоящих друзей есть сомнительного содержания товарищи с сомнительными предложениями. Вы можете поинтересоваться его связями в сети и сказать: «Знаешь, сын (или дочь), он какой-то непонятный. Что в нем интересного?» Ребенок, доверяя вам, честно все расскажет. И вы же, родители, будете спокойны за его будущее, за то, с кем он общается. Ставить какие-то пароли, запреты, фильтры на компьютере – не выход. Сейчас дети намного умнее, более продвинутые, чем мы. Надо уметь договариваться с детьми. А уж если нет доверительных отношений с ребенком, есть различные программы, которые помогают отслеживать его действия в соцсетях. Подсматривать за ребенком не очень хорошо, но для собственного спокойствия можно.

Дети должны четко знать, как вести себя с незнакомцами. Ребенок на сто процентов априори может доверять только двум людям – маме и папе. А мама и папа говорят, что незнакомый человек может нести опасность. С незнакомыми людьми разговор не поддерживать; если кто-то начинает предлагать ребенку мороженое, котенка, конфетку, он должен проигнорировать предложение. Если кто-то незнакомый подошел на улице и очень навязчив, ребенку нужно привлечь внимание любого другого взрослого. Он должен понять, запомнить, уяснить, что не может быть один во встрече с новым человеком, должен быть кто-то еще: родители, учителя или другие взрослые.