Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы

Зачем тратят время, силы и ресурсы детей на заведомо ненужные занятия? Непонятно.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Создается впечатление, что у нас не вполне понимают, что требуется от школьного образования. Мы хотим дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Послужат катализатором для развития его интеллекта? Заинтересуют в дальнейшем изучении предмета? В любом случае, что-то здесь не так.

Я помню свою собственную учебу. Я много разговаривала с дочкой о том, как преподают сейчас, в ее время. И в итоге составила свой личный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

А вы что думаете о современном образовании?
А вы что думаете о современном образовании?
  • Идеальным было советское - все на своем месте, и учили качественно
    29,3%
  • Давайте брать пример с запада и позволять детям самим выбирать, какие им нужны предметы
    24,9%
  • Вообще не отдам ребенка в школу - предпочитаю семейное обучение
    3,1%
  • Меня все устраивает, те кто жалуется - просто лентяи. Или с жиру бесятся
    5,8%
  • Система образования действительно отстала от современной жизни
    36,9%
Зря забыли: 7 крутых игр из нашего детства
  • Подробнее
Это очень смешно! Школьники - о том, как провели лето
  • Подробнее
Комментарии70
Гость07.09.17 20:45

О, ОБЖ - еще тот урок! Все, что запомнилось было следующее: нам учитель ОБЖ говорит: "Девочки, если вас вдруг поймал насильник, кричите. Но если понимаете, что ничего сделать не можете, просто расслабьтесь и получайте удовольствие!" Все девочки были в шоке от такого урока... Мы-то в классе 6-ом были.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость08.09.17 16:18

Логика тут в одном: Заменить то, что преподаётся плохо, на нечто более полезное. С точки зрения "хипстера" Может быть он и прав. Но где гарантия того, что то "полезное" не будут преподавать так же формально и бездарно, как физ-ру например.

ОтветитьРедактироватьУдалить

Ну про ОБЖ частично согласен, детям в 5-9 классе не нужно давать звания и т.п. Им нужно давать знания о том как выжить если заблудился в лесу, о том как оказывать первую помощь с помощью подручный средств, как спастись при пожаре, наводнении, цунами, землетрясении и при других стихийных бедствиях. Так же можно рассказать про правильное питание, про то, как правильно заниматься спортом(хотя это лучше рассказывать на физ-ре). Также необходимо рассказывать детям как вести себя зимой в метель, в гололед и т.д. Ну и многому другому, родители всему научить не могут, а если и научили, то повторить лишним не будет. Я сама молодой учитель ОБЖ.

ОтветитьРедактироватьУдалить

На мой взгляд,бесполезный предмет -это изо (рисование).Рисовать не учат,а отбивают тройками желание что-либо изображать.

ОтветитьРедактироватьУдалить

Знаете, такое впечатление, что откомментировавшие за последние дни люди материал читали не далее начала - про ОБЖ! А, между тем, не углубляясь в остальные "перлы" автора - кстати, мужчины, похоже, но пишут - автор "Наталья"... Скажу: много опечаток и ошибок в тексте! Например: "Сочинение можно и на русском написать..." - а что, обычно сочинения Вы там пишете на английском языке, что ли?! Впрочем, да, конечно, если перевести с корявого молодёжного - просто подразумевался предмет "Русский язык", на котором в школе пишут эти самые сочинения, но проверить себя и дописать чётче же невозможно! (Такое впечатление после "хипстера" в наушниках, что текст писали они обе, на пару - мать и дочка, юная особа 14-16 лет, которые (а, может быть, и "который"!) проверить текст перед отправкой сюда просто не удосужились в силу - кто своего юного возраста, а кто и просто спешки, типа, учитель по русскому языку и литературе проверит, а нам тут уже недосуг, пора дальше в другом месте писать и наслаждаться комментариями других в ответ!) То "она", то "он" в смысле окончания, про трудовое воспитание - ну, точно - мужчина. Просто - про вышивать - а что плохого-то в том, если Вас, женщина, этому обучали на уроках трудового воспитания?! Или сшить лишний фартук для мамы в школе? Для себя - юбку? Или Вы - редкостная лентяйка? От того (после этого "перла"): "Я буду сам себе дизайнер..." - почему - "сам", а не "сама", а если и "сам", тогда отчего без "кавычек", если такой оборот взят в качестве известной фразы?! - я и подозреваю, что Наталья Габовская - это псевдоним какого-то "пацана", косящего под даму! Впрочем, раздел про физкультуру немного развеял мои сомнения по поводу пола автора. Ладно, как говорится, "не ссы", Наталья! Всё "пучком", я тут только немного поприкалывался над Вашими "изысками" в начале, а написали бы Вы чётче и без ошибок - вообще бы от меня ничего не было, в качестве комментария! Покеда всем!

ОтветитьРедактироватьУдалить

Есть доля правды, согласен!

ОБЖ, считаю даже более нужным, чем какие-то знания о религии.

Вы граждане забываете, что там учат выживать.

Другой вопрос как.

Труд, естественно нужен и девчатам и пацанам.

Даже элементарное знакомство с инструментом, с понятием эскиз, чертёж и применение на практике, во многом пригодится любому, да хоть с той же своей машиной.

Грамотно проведенные уроки, доставляют огромное удовольствие детям., уж поверьте.Конечно, есть и лодыри...

Так разве из=за них надо отказываться от этого предмета?

Физкультура...

Вот с чем в первую очередь согласен с автором, так это душевые, где они в школах?

Таким образом, гигиена отсутствует напрочь!

Душевые обязаны быть в каждой школе и не только быть, но и работать!

Да, сложно подстроить весь учебный процесс, под таких вот спортсменов, чтоб и урок провести и дать время ополоснуться, но это делать надо!

И пожалуй самое главное про эту физкультуру в школах.

Хватит из детей выжимать соки. Кому нужны личные рекорды, пусть идут в подобные секции, а физкультура в школе, должна быть элементом снятия стресса и своебразной разминки от сидячего положения. Пусть дети играют, но не рысачат по 3 км.

А если говорить о школьной нагрузке в целом, то она конечно очень огромна.

Да, никто не умер, но на мой взгляд, многие предметы в жизни просто не нужны.

Ну вот плохо учится ученик, может здоровье не позволяет, может вообще не обучаем, а сейчас таких достаточно и на кой чёрт его мучить иностранным, алгеброй, если он после 9 класса будет прекрасным трактористом и без знания каких-то языков.

А ещё честнее, вернуть в школу права отчислять, оставлять на второй год, чтоб не тянуть за уши, плюнув на показатели!

И пусть дети, а главное родители поймут, что в школу ходят учиться, а не просто покидают дом на 5-6 часов.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Joy Morrison10.09.17 08:57

Для меня самыми бесполезными предметами оказались химия, физика и биология. Знаний они мне не дали, зато учителя очень любили самоутвердиться за наш счёт, назвать плохим словом или половину урока рассказывать, что они идут к нам как на каторгу, какой мы "любимый" класс - за милую душу. Жалобы директору писали, всё вроде как рассматривалось, но по итогу оставалось тем же. Школа была гимназией и высоко стояла в рейтинге, а на самом деле у меня нет слов, чтобы описать, какой ужас там творился. На обж, рисовании и труде хоть выспаться можно было.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 07:20

Так это ж не предметы бесполезные, а преподаватели, не стоит мешать мух с котлетами. Мне базовые знания по физике и химии не раз на практике пригодились.

ОтветитьРедактироватьУдалить
somebody10.09.17 09:22

Совсем уж бесполезных учебных дисциплин в школе нет или почти нет. И уж точно к ним не относятся физкультура и труд. Напротив, эти дисциплины для средних классов должны быть ведущими. Каждый человек должен вырастать гармоничной личностью, а это значит, должен быть не только способным к теоретизированию, сочинению текстов и вычислениям, но и мастерить своими руками, разбираться в технике, быть сильным, ловким, выносливым. Многие проблемы жизни большинства современных граждан в значительной мере обусловлены перекосами школьного образования - излишним креном в сторону теории в ущерб практике. Отсюда одни вырастают не владеющими даже элементарными ремесленными и техническими навыками, хилыми, болезненными, неуклюжими, другим прививают на всю жизнь отвращение к учебе, теории, книгам. Чтобы этого не было, надо сократить объем преподавания теоретических дисциплин, пропорционально увеличив время на преподавание труда и физкультуры. Прежде всего, следует сократить преподавание биологии (включая ботанику и зоологию) и литературы. Наверное, следует также уменьшить сложность программ для средних классов по физике и химии. Ну а старшеклассников было бы неплохо дифференцировать на технарей, гуманитариев и универсалов, корректируя соответствующим образом учебные программы.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 15:12

Ну, я с Вами не соглашусь! Труды - занятия зачастую очень скучные, и дети из-за этого начинают играть в телефоны и маяться дурью. Если же учитель/учительница им запрещают в своих мобильниках рыться, то дети скучаю все 45 минут, после чего отправляются домой и жалуются родителям, как было скучно на уроке.

Иногда учителя говорят делать что-то, а если ребёнок поворачивается к соседу сзади, рассказать, что там училка бубнит, то эти горе-учителя говорят, что ничего объяснять не будут, что дети сами всё делать должны.

Знаю случаи, когда учительница труда неправильно показывала ученицам, как надо шить фартук. То есть 5-6 уроков были потрачены зря, нервы тоже отправились в мусорку, а родители с нетерпением ждали собрания, чтобы отругать эту учительницу.

С иностранными языками тоже не соглашусь - они должны быть. Конечно, зачастую дети обязаны уметь разговаривать и писать письма на иностранном, хотя и по-русски написать нормально не могут. С таким требованиями ЕГЭ я не соглашусь тоже, ведь на эти языки тратится куча времени, а в итоге - дети вырастаю и ничего не знают. Так что выгоднее выучить предложения, которые могу понадобиться во время путешествия. НО, если человек, например, хочет стать медиком, то ему всё-таки лучше знать английский язык. Английский - это международный язык, на котором общаются во время конференций, поэтому лучше его знать, а не сидеть в обнимку с Гуглом, пытаясь перевести, что сказали.

Математика и русский по жизни могут пригодиться (только если Вы не собираетесь уехать в другую страну). Литература - не уверена, что людям обязательно знать, когда родился Лермонтов и когда он умер.

Биологию тоже можно сократить, но не намного - изучать организм человека нужно, чтобы в случае чп суметь оказать помощь пострадавшим.

С учителями физ-ры всё сложно - если попался(-лась) хороший, то всё в порядке. Хорошие учителя будут тянуть ребёнка, а не заставлять что-то делать через силу. Те же самые отжимания, например.

Ну, мысль такова - нужно найти гармонию между уроками, а не убрать одни и на их место поставить другие. Например, как было с христианским уроком. Дети его уже забыли, а что-то более важное они не выучили.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость12.09.17 14:51

Литература гораздо шире и интереснее, чем знание "когда умер Лермонтов " . Мне жаль Вас.

ОтветитьРедактироватьУдалить
somebody10.09.17 09:47

Да, совсем забыл: надо также предельно сократить изучение иностранных языков. Разумеется, стране нужны переводчики, дипломаты, разведчики, специалисты по внешнеторговым связям, но в каких количествах? Поэтому было бы целесообразно, как для общества, так и для большинства граждан, оставить углубленное изучение иностранных языков только в спецшколах, а в остальных школах сделать его факультативным. То есть большинству людей вообще не надо забивать голову иностранными языками. Пусть лучше русский язык осваивают как следует. Будучи преподавателем вузов, постоянно сталкивался с тем, что большинство студентов плохо пишут даже элементарные тексты. При этом у них в аттестатах по русскому языку стояли четверки и пятерки. Ну а кому надо будет освоить иностранный язык на бытовом уровне, тот легко освоит, когда это действительно нужно. К примеру, любой неграмотный цыганенок как минимум двуязычен.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 09:16

Приятно, что в статье приведены варианты замены бесполезных дисциплин - в противном случае, вышло бы обычное публицистическое нытьё на тему, как всё плохо. А вот анимашки, честно говоря, немного отвлекают от текста: неудобно читать, когда на заднем плане кто-то бегает или бьется головой о стол; внимание то и дело переключается.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 10:12

Плохая и ненужная тема для статьи. Потому что это всё очень и очень субъективные вещи, что и как преподают в разных школах. Автору не повезло и он вылил свою обиду. В моей школе не было рефератов про идеального солдата и про баскетбол и да, мы играли в баскетбол и учили его правила. И если все будут руководствоваться логикой автора статьи "зачем что-то чинить, шить и вышивать, если можно купить", то мы в итоге придем к чему-то печальному.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 11:40

ОБЖ очень нужный предмет для школьника. Он формирует личность ребенка, активизирует его взросление. Труд - тоже необходим, и как раз для воспитания усидчивости, ведь не всегда приходится по жизни заниматься лишь любимым делом. Ну а про физруку я вообще не комментирую - это основа жизни. Автор статьи видимо очень своеобразный человек.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 11:55

насчет физкультуры - полнейшая глупость, как и про ОБЖ. Все зависит от УЧИТЕЛЯ, не скрою, некоторых бездельников- физруков надо гнать метлой. Но большинство из физруков, которых знаю, - боги для детишек. Бездельники - это те, которые поручают вести урок ученикам, весь свой проводимый (вернее - непроводимый урок) сидят в телефончике своем, абсолютно не соблюдая программный материал. А там все четко расписано: что на каком уроке надо делать. И если учитель придерживается Программы, то сидеть играть некогда ему будет. А если он еще и ознакомит детей и их родителей с Программой на предстоящий учебный год, то получит кучу единомышленников из числа детей и их родителей. как есть и было в школе моего внука: дети сами уже знают, что у них будет в той или иной четверти и всегда будут ждать этих уроков. То же самое и про ОБЖ.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 14:56

я полностью согласен что физ ра никому не нужна

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 14:59

Многие вещи высказывают профаны ....

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 15:32

Согласна с автором.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость11.09.17 16:31

Меня пугают высказывания читателей.Может,сделать обязательным начальное образование и все?Все предметы развивают,это задача педагога-увлечь ребят.Убило предложение сократить часы литературы,получается,живите без духовных принципов,лишь бы в кармане что-то звенело.Разве не за нашу литературу наша страна пользуется уважением в мире?Ау,люди,так ведь можно исчезнуть:нет литературы-нет страны,науки.Да,печально такое читать.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Загрузка...

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.