Читаем вместе с мамой: когда и как?

Как вырастить своего ребенка здоровым и счастливым, что такое по-настоящему радостное детство, что делать, чтобы научить малыша быть добрым, общительным, целеустремленным, как правильно хвалить его и можно ли наказывать, в какие игры играть и какие петь песни – обо всем этом и о многом другом расскажут простые и понятные видеоуроки от Woman`s Day и педагога-психолога Елены Шувариной.

Фото: личный архив Е. Шувариной

Читать вслух – это весело и полезно!

Как часто вы читаете своему малышу вслух? Чем чаще вы это делаете, тем лучше! Вспомните собственное детство и те волшебные минуты, когда мама читала вам сказку, а вы слушали, широко раскрыв глаза. Такое не забывается, сколько бы ни прошло лет, верно? Слушая, мы учимся… говорить. «Прочтенная мамой или папой сказка или рассказ – это не только способ заложить в ребенке доброе и светлое. Эмоциональное, интонационно окрашенное чтение в первую очередь благотворно сказывается на развитии речи ребенка и на эмоциональном восприятии. Чтение вслух вводит ребенка в мир звуков родной речи, и это стимулирует развитие фонематического слуха, а, как известно, что чем лучше развит фонематический слух, тем лучше речь у ребенка», – поясняет педагог-психолог, руководитель Центра развития для детей и родителей «Дом Радости» Елена Шуварина. Действительно, чтение помогает развивать воображение, память, а также знакомит малыша с новыми словами, расширяя его словарный запас. И конечно, хорошая сказка, особенно народная, учит добру, правильным, добрым поступкам. Еще один важный момент: чем больше ребенку читают вслух, тем больше ему хочется научиться читать самому. «Ребенок, которому родители читают много книг, имеет больше шансов освоить легко азы самостоятельного чтения. Чтение вслух может привить любовь не только к самому процессу чтения, но и любовь к книге как источнику знаний и впечатлений», – советует Елена Шуварина. И даже после того, как ваш сын или доченька научится читать самостоятельно, не прекращайте этого волшебного занятия – чтения. Ведь главный его смысл и главный плюс в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени, вместе занимаясь увлекательным и полезным делом.

Раннее чтение: за и против?

В каком возрасте нужно приобщать ребенка к чтению? Нет, не к маминому чтению вслух – это можно и нужно, даже необходимо делать с самого раннего возраста – а к самостоятельному чтению? Зачастую приходится слышать, как родители огорчаются: «Моему ребенку уже пять, а он еще не читает. А вот соседская Настенька выучила все-все буквы уже в три с половиной годика!» «Этому вопросу уделяется настолько огромное внимание, что кажется: все раннее развитие сводится к раннему чтению. Но так ли необходимо ребенку в 3,5 года уметь читать? Конечно же, нет, – разъясняет педагог-психолог Елена Шуварина. – Чтение не является жизненно необходимым для ребенка раннего или младшего дошкольного возраста. Он не испытывает потребности узнать что-то посредством самостоятельного чтения». Действительно, сама природа «задумала» так, что маленьким детям больше свойственно двигаться, играть, рисовать, петь, танцевать, а не сидеть долгими часами над книгой. «Если вы начинаете учить своего ребенка в раннем возрасте читать, то знайте: вы отнимаете у него силы и энергию, которые нужны ему для познания мира и самого себя», – советует Елена Шуварина родителям малышей. Ребенок знакомится с миром не с помощью знаний, а с помощью органов чувств: пробует, все, что видит, на вкус, перебирает, постоянно двигается, наблюдает, присматривается, прислушивается. «Прежде чем испытывать на ребенке новые технологии, нужно глубоко знать природу ребенка, законы развития. Ведь мы не ждем от растения плодов раньше, чем оно зацветет», – улыбается Елена и подкрепляет свои доводы данными исследований Марии Монтессори. Знаменитый итальянский врач, педагог, ученый, философ, гуманист считала, что самый благоприятный и эффективный период для начала обучения чтению – от 4,5 лет. При этом она подчеркивала, что за каждым ребенком нужно наблюдать, потому что развитие происходит индивидуально. Так когда же все-таки приступать к этому долгожданному процессу – обучению ребенка чтению? Слушаем совет Елены Шувариной: «Сигналом для начала обучения чтению должно явиться желание самого ребенка. Он просто захочет узнать, что здесь написано, и захочет узнать это самостоятельно. Помните, дорогие мои, что раннее чтение – это скорее всего натаскивание, механическое овладение навыками и отсутствие самого главного – потребности в чтении у самого ребенка».

Еще больше добрых советов от Елены Шувариной на сайте Центра развития для детей и родителей «Дом Радости».