Давай дружить: как помочь ребенку заводить друзей

В детском саду, помню, я часто сидела одна – отдельно от остальных. Тихо перебирала игрушки, смотрела в окно. Читала – рано научилась. Было немножко грустно, что меня в свою игру остальные не принимают. Да я не особо и пыталась. Как-то стеснялась подходить. В школе ситуация не изменилась. Друзей я начала заводить, уже будучи взрослой. Да и то не скажу, что внезапно стала душой компании и моя записная книжка лопнула от телефонов знакомых.

Психологи говорят, что с легкостью идти на контакт – это талант. Ну или труд. Которым нужно заниматься с детства. Конечно, ребенок не будет сам работать над собой: он просто не понимает, почему с ним никто не хочет дружить и что с этим делать. Ваша задача – помочь ему справиться с такой ситуацией. Научить дружить.

Застенчивость по наследству

Часто вздыхаете, что и сами в детстве были очень стеснительны и замкнуты? Да, возможно, эти ваши черты и передались вместе с генами. Ведь большую роль играет темперамент – а это штука врожденная, обусловлена характеристиками нервной системы. Но любой темперамент можно «тюнинговать», формируя характер.

Возьмите ребенка вместе с его застенчивостью за руку, подойдите к другим малышам, помогите ему познакомиться. Предложите какую-нибудь простую игру, начните играть вместе. Есть контакт? Теперь тихонько отойдите в сторону – пусть дальше сами. Разберутся. И все будет хорошо.

Вмешивайся правильно

Если вы раздумываете, стоит ли вообще влезать в отношения ребенка со сверстниками, не сомневайтесь. Стоит. Но вмешательство вмешательству рознь.

К примеру, если вашего сына не берут в игру на баскетбольной площадке, не стоит подходить и говорить, чтобы его приняли в команду. Это еще больше подорвет авторитет ребенка («Что, к мамочке побежишь?»).

А как помочь, чтобы не навредить, редакции Woman’s Day рассказала медицинский психолог Елена Николаева.

Елена Николаева

— Начинать прививать детям навыки общения лучше с самого раннего возраста. Научите ребенка знакомиться. Простые формулы: «Привет, я Саша. А как тебя зовут? Давай играть вместе» или «Я Оля. Можно я с вами поиграю?» помогут ребенку преодолеть смущение и влиться в совместную игру. Потом ему будет гораздо легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе.

Следующий шаг – научите ребенка говорить комплименты. Это самый простой способ поддержать разговор. «Катя, у тебя такое красивое платье» или «Ты так красиво рисуешь!» – что угодно, лишь бы искренне.

Мама в депрессии: 5 способов поднять себе настроение
Подробнее

Не имей сто рублей…

Чтобы друзей было много, нужно иметь, как это цинично ни звучит, хороший выбор. Ребенку стоит чаще бывать в кругу сверстников. И только от вас зависит, будет ли у него эта возможность. Что можно сделать?

— разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости;

— организуйте веселый детский праздник или соберите всех на дне рождения ребенка;

— почаще приглашайте в гости своих друзей с детьми (тех, у кого дети примерного одинакового возраста с вашим ребенком);

— запишите ребенка в спортивную секцию или любой другой кружок по его интересам.

Кроме того, важно научить малыша не только говорить, но и слушать.

Елена Николаева, медицинский психолог
Елена Николаева

— Он должен уметь слушать, что говорит другой человек, задавать наводящие вопросы, прокладывать связь между тем, что он сказал до этого и что говорит теперь. Не забывайте хвалить ребенка, если видите его успехи. «Вижу, что ты вместе с Сашей дружно строил замок. Вам было весело!»

Начнем с песочницы

Да, игры во дворе – это важно. Есть такое «песочное» наблюдение, которое показывает, как дети включаются в общую игру. Оказывается, малыши, которые сразу же лезли в самый центр песочницы и пытались захватить лидерство, встречали сопротивление других детей. Получался конфликт. Дети, которые стояли у края песочницы, оставались незамеченными. Успеха добивались те ребята, которые сначала присматривались, пристраивались у краешка, повторяли то, что делали другие, и понемногу продвигались к середине группы. Постепенно они оказывались в центре и прекрасно там себя чувствовали.

Получается, что ребенок должен быть осторожен и уметь подстраиваться под ситуацию, с одной стороны, и быть достаточно настойчивым, уметь справляться с возникающими сложностями – с другой.

Психолог Елена Николаева:
Елена Николаева

— Научите ребенка контролировать свои эмоции. Объясните, что все мы время от времени испытываем самые разные чувства, и это нормально, они возникают помимо нашей воли. Но мы можем контролировать их проявления. Поэтому, если кто-то взял твою игрушку, не нужно драться и кричать, вполне достаточно сказать: «Это моя игрушка, и я с ней играю, если ты тоже хочешь, ты можешь попросить. Я злюсь, когда у меня берут игрушку без разрешения».

И как бы сильно ни было ваше желание найти своему ребенку друга, помните: умение дружить, да и просто идти на контакт, не приходит сразу. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе. Делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами. На собственном примере покажите, как найти хорошее в любой ситуации, а радость – в сущей мелочи.

Больше воздуха! Как помочь ребенку найти свое призвание
Подробнее
Не ной, не злись и не ленись: 5 правил беременности Собчак
Подробнее