Ранее существовала теория о том, что ролевая игра может положительно сказаться на формировании социальных навыков и способности детей креативно мыслить. Однако официальных подтверждений этой гипотезы не было. Не проводились детальные исследования по изучению функций мозга. Но недавно производитель игрушек Mattel и бренд Barbie обратились за помощью к сотрудникам Кардиффского университета.

Стерший преподаватель Сара Герсон провела первое в истории научное исследование под названием «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью методов нейробиологии». Оно показало результаты, которые смогли удивить многих.

Девочка играет в куклы
Фото
Пресс-служба

Ученые исследовали процесс работы мозга в тот момент, когда ребенок играет в куклы. При этом без особого сценария развития событий. В результате было установлено, что в это время активизируются определенные области мозга, которые имеют отношение к обработке информации и эмпатии.

Сотрудники Кардиффского университета выявили, что игра в куклы может реально помочь любому ребенку развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации. При том, малыш может играть не только в компании, но и один.

Оказалось, что самостоятельная игра с куклами — такими, как Barbie, — а разы эффективнее самостоятельной игры в гаджеты. Если рассуждать об этом со стороны развития когнитивных функций и навыков общения с людьми.

Как игра в куклы помогает развитию ребенка
Фото
Пресс-служба

Чтобы прийти к этим результатам, ученые применили технику нейровизуализации, которая измеряет изменения кровотока в головном мозге. Для этого детям просто надевали на голову небольшую шапочку, похожую на ту, что нужна плавания. Она совсем не мешает им свободно двигаться и играть.

Оказалось, что игра в куклы активизирует область, называемую задней частью верхней височной борозды (pSTS).

Почему же так важно, как можно раньше развивать эмпатию и умение обрабатывать социальную информацию?

Как игра в куклы помогает развитию ребенка
Фото
Пресс-служба

Многие родители не придают большого значения этому навыку развития ребенка. Это ведь не математика, не освоение нового иностранного языка или изучение географии. Однако формирование навыков общения с людьми может помочь успешной самореализации ребенка в будущем: построению карьеры или созданию крепкой семьи. Специалисты считают, что развивать этот навык нужно еще до того, как дети собираются пойти в школу.

Дети с более высоким уровнем эмпатии могут наиболее эффективно учиться, получать хорошие оценки, а также принимать более правильные решения. Они также легко идут на контакт, становятся успешными лидерами и реже подвергаются буллингу со стороны сверстников. Также развитый эмоциональный интеллект ценится работодателями, ищущими сотрудников, которые могут эффективно выполнять совместную работу и находить контакт с людьми в общем рабочем пространстве.

Таким образом, благодаря развитию социальных навыков, игра в куклы может помочь подготовить ребенка у будущей жизни.

Инна Головизнина
Инна Головизнина

Психолог, писатель, эксперт по работе с сознанием и мышлением человека, автор технологии вибрационных трансформаций

Действительно, игра в куклы помогает детям сформировать социальные навыки и развить эмпатию. Изначально у детей восприятие мира формируется исключительно из своей точки зрения. Ребенку сложно поставить себя на место другого человека. А в процессе игры, даже если малыш играет один, он реализует разные роли, выступает, например, в качестве мамы или папы, ребенка, или может быть одновременно покупателем и кассиром.

Одну и ту же ситуацию он проигрывает с разных сторон, осознавая при этом, что чувствуют другие, какие у них мотивы, что они хотят получить, как будут реагировать на слова другого человека в данных обстоятельствах и т.д.  Во взрослом возрасте у детей, которые не пренебрегают игрой в куклы, у которых есть такая возможность и ими разыграны разные сценарии, лучше формируется эмоциональный интеллект, они гораздо проще контактирую с другими людьми и выстраивают здоровые взаимоотношения.

Вне которых дошкольных учреждениях даже специально вводятся специальные игровые занятия, где детям предлагается определенный вступительный сценарий и дальше они с помощью кукол разыгрывают эту историю — придумывают продолжение и показывают, как она может развиться. Например, вы с родителями пошли в лес за грибами, или ты покупаешь билет в театр — что будет дальше?

Если ребенок самостоятельно не высказывает интерес к играм, то можно предложить ему такой вариант, дать подсказку для сюжета, а потом посмотреть, как он его разовьет.  Это очень полезно для развития навыков взаимодействия с людьми.