Не так давно мы вспоминали методы воспитания, которыми пользовались наши мамы — но не мы. В частности, в Советском Союзе вплоть до середины 80-х годов переучивали левшей, причем не самыми гуманными методами. Если честно, мы и не ожидали, что это вызовет у наших читателей такую бурную реакцию — более сотни писем с личными историями. Мы собрали самые впечатляющие из них.

Как в СССР издевались над детьми-левшами: 10 реальных историй
Фото
Getty Images

История 1

«Мне привязывали руку в школе. Когда видели, что делаю что-то левой, реакция была — вплоть до отвращения. Правой научилась писать кое-как, курица лапой лучше пишет, а все остальное так и делаю левой рукой».

История 2

«Переучивали не один год, до средней школы. И привязывали руку, и били по ней линейкой, и родителей в школу вызывали, и стыдили публично».

История 3

«Моя мама не хотела меня переучивать. Тогда ее вызвали в школу и долго рассказывали о предрасположенности к психическим отклонениям у левшей. Хотя мне кажется, что больше отклонений я получила, пока училась писать правой рукой».

История 4

«Когда меня в первом классе учитель била по рукам указкой, чтобы я брала ручку в правую руку, было больно и обидно. До сих пор не понимаю, зачем. Психически здорова, почерк „врачебный“ как раз по специальности использую, все остальное делаю левой рукой. На моем примере можно сделать вывод: левшу не превратить в правшу или амбидекстера (человек, который хорошо владеет обеими руками). Только почерк испортить и комплексы привить».

История 5

«В начале девяностых все еще пытались переучивать: никак не могла „старая гвардия“ привыкнуть к новым правилам. Я пошла в первый класс в 1991 году и до сих пор помню, как учительница ломала одну за другой указки о мои руки, так пыталась переучить».

Как в СССР издевались над детьми-левшами: 10 реальных историй
Фото
David Turnley / Contributor / Corbis Historical / Getty Images

История 6

«У меня был одноклассник — классный парень, добрый, сообразительный. Ко второму классу переучили, и все. Парень скатился на неуд. Позже перевели в другой класс, и он из восьмого класса ушел со справкой куда-то рабочую профессию получать, не смог доучиться до аттестата. Вот зачем так психику ломать?»

История 7

«Весь первый класс я просидел с привязанной рукой. Во втором уже писал правой, но нет-нет да и перекладывал по привычке ручку в левую. И тогда моя соседка по парте била меня линейкой по левой руке — ей разрешила учитель. Но уж лучше она, чем сама учительница, та могла садануть так, что рука потом весь день горела».

История 8

«Я тоже переученная левша. Меня мама перед школой учила в правой руке карандаш держать. И считаю, что правильно сделала. Как посмотрю, как леворукие левой рукой пишут, прямо жалко их. Так изворачиваются. И почерк в итоге отвратительный. А все остальное я делаю левой рукой. Правая на подхвате».

История 9

«Я рисовала левой рукой, причем у меня был настоящий художественный талант. И учительница в первом классе меня не трогала, она была прогрессивная, понимающая. Но потом ушла в декрет, а нам поставили классическую советскую учительницу. Которая поставила себе цель — переучить. Ну что сказать… Переучила, спасибо. После этого я и правой рукой не могла рисовать, и левой разучилась».

История 10

«Детский сад и начальную школу вспоминаю как пытку. Мало того, что у меня отнимали карандаши и ручки, если я рисовала левой. Так могли еще и за ухо поднять и заставить стоять — для позора».

А ведь сейчас ученые в голос твердят: дети-левши — особенные. Они по-другому воспринимают мир, и их ни в коем случае нельзя переучивать в правшу.

Татьяна Павлова
Татьяна Павлова

Педагог-психолог, гештальт-практик, кандидат психологических наук.

Нельзя переучивать ребенка писать правой рукой. Он левша, потому что у него такая организация мозга, позвольте ребенку быть самим собой.  Переучивание грозит переутомлением, риском появления невроза и прочими психологическими проблемами.

Еще одно правило: не ждите от него рекордов и проявления гениальности. Ученые утверждают, что высокие показатели интеллекта определяются от эффективности взаимодействия обоих полушарий. Кроме того, чтобы человек проявил себя, нужны другие важные условия: генетика, воспитание, образование и т.д. А завышенные ожидания родителей как минимум отразятся на становлении личности ребенка.

Предупредите воспитателей в детском саду или учителей в школе, что ваш малыш — левша, к нему нужно относиться с пониманием, не критиковать его нестандартные привычки и медлительность. И не акцентировать внимание на этом. У леворукого ребенка не должно сложиться впечатление, что с ним что-то не так, он особенный.