Эксперт

Календарь развития ребенка: от рождения до года

Восьмой месяц

Что умеет ребенок: малыш начинает вставать на ножки у опоры. А через неделю-две, скорее всего, сделает первые шажки вдоль своей кроватки или дивана.

Очень важный этап в развитии мелкой моторики – захват предмета не всей пятерней, а большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Также более гибкой становится кисть: к восьмому месяцу ребенок может научиться махать («пока-пока») и бить в ладоши.

В речевом развитии тоже прогресс: он начинает комбинировать слоги, а не только повторять одинаковые (например, «ай-ай»). А также всегда реагирует, когда вы зовете его по имени.

Поскольку сосательный рефлекс немного ослабевает, малыш учится пить из чашки или специального поильника. Давайте ему пить по глоточку, держа чашку или поильник в руках.

Рост и вес: вес – от 7,2 кг до 10,4 кг, рост – от 68 см до 73 см.

Особенности в этот период: все достижения прошлых и этого месяца развивают мозг ребенка – у него появляются зачатки самостоятельности. Теперь, если что-то не получается, он будет расстраиваться или возмущаться.

Особенность этого возраста – тревожность: при малейшей вашей отлучке (вышли на кухню за водой) малыш начинает кричать и плакать. То же самое происходит, когда его берет на руки чужой человек. Эта особенность хотя и тяжела для мамы, но показатель, что ребенок развивается правильно. Причина тревожности в том, что внутренне время малыша замедлилось. Раньше он жил секундами и вашего ухода просто не замечал. Сейчас он способен различать своих и чужих, а время для него стало измеряться минутами: он осознает, что мама ушла, но когда она вернется, понять не может. Терпеть ваше отсутствие малыш пока не способен – ему страшно. По возможности берите его везде с собой, а если совсем нельзя, скажите: «Я очень скоро вернусь!», а когда вернетесь: «Я вернулась». Не сразу, а через несколько месяцев, но он начнет понимать.

С восьми месяцев вводится молочный прикорм – кефир, а затем и творог.

Как развивать ребенка: можно начинать играть «более взрослыми» игрушками. Но как играть новой игрушкой, вам нужно ему показать, научить, познакомить с ней.

1. Учимся катать мячик. Покатайте мячик по полу, толкните, догоните и снова толкните. Объясните малышу, что делаете: «Смотри, как мячик покатился! Давай его догоним? Смотри – он убегает!» Малыш непременно будет помогать вам и повторять.

2. Играем кубиками. Покажите, что кубики можно перекладывать из руки в руку, доставать из коробки и складывать в нее. В следующий раз покажите, что можно ставить кубик на кубик. Также стоит поиграть и игрушками-стаканчиками – показывать, как меньшие можно вкладывать в большие.

3. Изучаем пирамидку. Для начала лучше выбрать с крупными кольцами. Покатайте пирамидку по полу, покажите, как она разбирается, и дайте поиграть кольцами. Затем покажите, как кольца надеваются, прося: «Дай мне колечко». В конце попросите ребенка надеть два последних. При этом держите стержень в руках и помогайте малышу. Каждую игру можно собирать и разбирать пирамидку по-разному.

4. Игры с куклами (мишками, зайками) тоже важны – как для девочек, так и для мальчиков. Познакомьте малыша с игрушкой: «Смотри, какой мишка! Где мишка?» После ощупывания и облизывания он скорее всего утратит к ней интерес, тогда нужно показать, что еще может делать кукла. Например: «Смотри, мишка уходит!», «Смотри, мишка спрятался. Где мишка?», «Мишка танцует!». В следующий раз куклу можно кормить, укладывать спать, гладить. Фантазируйте!

5. Для развития вестибулярного аппарата можно делать упражнения. Ребенок лежит на спине на диване или кровати, вы берете его за запястья, папа – за лодыжки. Поднимаете немного и раскачиваете в разные стороны. Вариант упражнения: вы берете за одно запястье и лодыжку, папа малыша – за другое запястье и лодыжку. Также можно начинать подбрасывать ребенка в воздух и ловить, но пока медленно и совсем невысоко.

Комментарий врача
Елена Старцева

Ребенок должен сидеть уверенно, без поддержки. Большинство ползают по-пластунски, некоторые пытаются встать на четвереньки. Корпус, ручки окрепли – вот-вот поползут. Если к концу восьмого месяца малыш не передвигается по-пластунски, не страшно, но мама должна понимать, что это слабые ручки – нужен массаж. Если в доме есть кошка или собака, дети начинают ползать быстрее намного – догоняют питомцев, которых в этом возрасте обожают!

У ребенка уже есть понимание мамы, папы, брата, сестры. Если спросить его, где мама, покажет – взглядом или рукой. Если есть любимая игрушка, узнает ее из кучи других. Казалось бы, у детей в этом возрасте вроде бы короткая память, но любимую игрушку они не забывают.

Ребенок уже должен произносить слоги: «ма-ма-ма». Если все еще молчит, это уже не вариант нормы – нужен толчок, чтобы малыш заговорил. В 80% случаев хорошо помогает читать ребенку книжки по слогам, рассматривая и обсуждая картинки, называя звуки животных.