Эксперт

Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Елена Николаева, медицинский психолог:
Елена Николаева

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.
Как отвлечь ребенка от гаджета: советы психолога
Подробнее
Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?
Елена Николаева

Для начала необходимо обсудить с ребенком суть карманных денег – для чего они нужны, что позволяют делать, поделиться собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это могут быть велосипед, ролики, телефон, новая игра, любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько необходимо времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-либо текущих трат в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому разговору спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.
Елена Николаева

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Почему стоит доверять доктору Комаровскому
Подробнее
Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?
Елена Николаева

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети — наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?
Елена Николаева

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.

8 правил приличия, которым вы забываете научить ребенка
Подробнее
Елена Николаева

Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае получения такого-то уровня оценок вы подарите ему какой-то ценный подарок.

Деньги за хорошую отметку не обучают его по-настоящему трудиться, а лишь учат производить видимость труда. В то же время ребенок начинает понимать, что родители ждут от него хороших отметок, не имея при этом мотивации к получению знаний. В результате высок риск развития отношений по типу «купи – продай», когда каждый член семьи ждет вознаграждения за любой положительный исход дела.

На самом же деле ребенку необходимы родительская любовь и принятие в социальном окружении.
Елена Николаева

Поэтому нельзя ставить отношения между родителями и детьми в зависимость от школьной успеваемости. В противном случае ваш ребенок может отдалиться от вас. Необходимо всегда учитывать потребности ребенка, интересы, обращать внимание на физиологию и способности и не жертвовать его детством ради отметок в школе.

Важно приучить ребенка к ответственности, самостоятельности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий.

Родительская любовь будет более рациональной и нужной, если вы поможете своему ребенку вырасти подготовленным к жизни.

Михаил Лабковский: «Отстаньте от ребенка, дайте ему быть собой»
Подробнее