Молчаливый ребенок: когда бить тревогу

«Почему мой ребенок до сих пор молчит, а у знакомых вон уже как разговаривает?» Возможно, и вы задаетесь таким вопросом про своего малыша. В последнее время «молчунов» встречается все больше. Так когда же молчание ребенка считается нормой, а когда пора начинать бить тревогу?

У всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время. К тому же есть наблюдение, что мальчики в этом деле отстают от девочек на 4−5 месяцев. Однако есть усредненные показатели.

В 7−10 месяцев ребенок как минимум должен лепетать, то есть произносить «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

В год дети в среднем произносят около десяти слов. Здесь учитываются не только полноценные слова, но и такие, как, например, «мя», которое обозначает кошку. Кстати, многие родители отвергают «детские» слова наподобие «бибика». Не стоит этого делать. Чтобы ребенок захотел говорить, не испугался сложнопроизносимых слов, они должны быть максимально легкими, доступными для артикуляционного аппарата. Пусть начнет с них, так ему понравится говорить. Ну, а постепенно отойдете от «детских» слов и начнете называть все как полагается.

В два года ребенок должен говорить не менее 50 слов и уметь строить из них простейшие предложения, такие как «мама, дай», «баба, на», «дай пить». И это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован большой пассивный словарный запас.

В 2,5 года дети говорят уже не меньше 200 слов. В этом возрасте к существительным, глаголам и местоимениям добавляются прилагательные. Ребенок должен знать всех родственников, произносить имена, знать свое имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

Речь трехлетнего ребенка должна уже быть понятна незнакомому человеку. Предложения сложные, много новых слов.

Еще раз напомним, что все дети индивидуальны. Если один в год читает стихи, а второй произносит лишь пару слов, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие. Но если в 2,5 года он по-прежнему не может произнести больше 20 слов, необходимо посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Друг или диктатор: кем быть для ребенка
Подробнее

Не забывайте, что сам по себе ребенок долго не заговорит, с ним надо заниматься. Что же способствует лучшему развитию ребенка, а что тормозит его речь?

  • Дети, которым много читают, начинают говорить раньше. Причем начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот просмотр телевизора, наоборот, замедляет развитие речи.
  • Больше общайтесь с ребенком. Многие родители считают, что малыш ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним бессмысленно. Это заблуждение. Во-первых, слушая родителей, у ребенка накапливается пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, а это очень важно для развития речевого аппарата.
  • Гиперактивные дети могут начать говорить позже. У таких детей эмоции бьют через край, и они просто не успевают выражать все словами. Чересчур тихие дети тоже могут страдать задержкой развития речи. Тихонь все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.
  • Поздно начинают говорить и те малыши, которых родители понимают без слов. Если мама угадывает все желания ребенка, ему просто незачем напрягаться и говорить о них.
  • Не стоит и выполнять все требования ребенка по его крику. К примеру, он закричит, глядя на игрушку, и ее тут же несут. Зачем тогда говорить «дай» или как-то называть сам предмет?
  • Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком. Если это отставание становится сильным, уздечку стоит подрезать. Этим занимаются хирурги-стоматологи. Кстати, если вас к нему направит логопед, то процедура в государственной клинике будет бесплатной.

Факторов, влияющих на задержку речи, много. Среди них и поздний переход к твердой пище, и частые болезни, и неразвитость мелкой моторики, и много других причин. Главное – заниматься с ребенком, не пускать все на самотек, а в случае необходимости обязательно обратиться к логопеду.

Анализируй это: о чем говорят детские рисунки
Подробнее