Невидимая боль: как объяснить ребенку, что нужно быть добрее

Решив, что абстрактные рассуждения вряд ли помогут, школьная учительница буквально на пальцах показала детям, что происходит, когда они обижают сверстников. Точнее, не на пальцах, а на яблоках.

Боль, которую не видно. Как объяснить детям, что такое бывает? Ведь когда ты ударишь человека, он плачет, у него синяк, кровь – в общем, последствия видны сразу. А если ты ранишь кого-то словом? Ни кровоподтека, ни ссадины. Слова «ты сделал мне больно», «ты меня обидел» – это всего лишь слова.

Поняв, что все эти абстрактные доводы о том, что слова тоже причиняют боль, не очень-то работают, одна рядовая американская учительница решила прибегнуть к наглядному примеру и объяснить детям все буквально на пальцах. О том, что у нее получилось, женщина рассказала в социальной сети. Успех был оглушительным: 240 тысяч репостов, 200 тысяч лайков, 25 тысяч комментариев. А мы решили поделиться ее рассказом с вами.

Фото: GettyImages

«Сегодня в классе я решила познакомить детей с яблоками. Они были идеальны – красные, сочные. Выглядели яблоки совершенно одинаково и по размеру, и по форме.

— Одинаковые? Абсолютно, – решили мы с детьми.

А потом я взяла одно яблоко и рассказала детям, как оно мне не нравится.

— Мне кажется, оно отвратительное. Цвет ужасный, а черенок слишком коротенький, – и бросила яблоко на пол.

Дети, разумеется, смотрели на меня, как на умалишенную. Но против учительского авторитета не попрешь.

— Мне это яблоко не нравится. Я хочу, чтобы и вам оно не нравилось. Расскажите, почему вы его не любите, – и передала яблоко в класс.

Задача оказалась довольно простой. Дети – люди изобретательные. Они находили массу поводов для того, чтобы возненавидеть яблоко. «Вонючее яблоко, ненавижу тебя», «Зачем тебя вообще купили», «Ты наверняка червивое». И каждый раз бросали несчастное яблоко на пол. Мне даже стало его жалко.

Школьные нападки: что делать, если ребенка травят
Подробнее

Итак, каждый оскорбил яблоко, и оно вернулось к своему собрату на стол. И настала очередь второго яблока. Его мы на пол кидать не стали. Наоборот, его каждый гладил и говорил, какое оно замечательное: «Какая гладкая кожица», «Такой прекрасный цвет», «Обожаю яблоки».

И снова яблоко вернулось на стол. На вид было не отличить, какое из них бросали на пол, а какое хвалили. Можно было только на ощупь почувствовать разницу: на «обиженном» яблоке появились под кожицей мягкие места.

А потом настала завершающая часть эксперимента. Я разрезала оба яблока. Одно из них было внутри ярко-белым, крепким, хрустящим даже на вид. Второе – в коричневых пятнах, совершенно несимпатичное. Сразу было видно, какое из них били и обижали. Ведь на нем остались синяки и ссадины – просто их не видно снаружи. Но внутри оно сильно пострадало.

Фото: @RelaxKidsTamworth

Впечатление на детей это произвело очень мощное. Они поняли, что происходит внутри каждого из нас, когда нас обижают. А ведь многие из них даже не догадывались, сколько страданий могут причинить обидные слова.

А потом результаты эксперимента закрепили – практикой, как и положено.

— Я рассказала, как меня обидели на прошлой неделе. Сказала, что не подала вида, как мне неприятно, что я улыбалась, но на самом деле мне было очень больно, – говорит учительница.

Потом и сами дети повспоминали разные неприятные случаи и обиды.

— Мы можем научить детей понимать, что это ненормально – причинять кому-то боль, говорить друг другу обидные вещи. Можем научить их защищать слабых, останавливать издевательства. Одна девочка так и сделала – она отказалась обижать яблоко, – рассказала женщина. — В наших силах вырастить поколение людей, которые будут добрее, чем мы.

Давай дружить: как помочь ребенку заводить друзей
Подробнее
Доказано: детский сад разрушает психику ребенка
Подробнее