О ювенальной системе: воспитывать не значит наказывать

История с внедрением в России ювенальной системы началась еще в 1995 году с изменениями в Семейном кодексе РФ. С тех пор беспокойство родителей по этому поводу только увеличивается.

Подливают масла в огонь и последние поправки в части 1 ст. 116 УК РФ «Побои», вступившие в силу 15 июля 2016 года, согласно которым родители, которые наказывают своих детей шлепком, приравниваются к преступникам.

Фото: Getty images

«Для меня семья всегда была источником любви, заботы и защиты, – говорит Наталья Курносова, мама годовалого сына. — Я росла в обычной семье, была послушным ребенком. Иногда, достаточно редко, мне доставалось от мамы. Да, мне было обидно. Но я понимала, что получила за дело. И никогда, никогда не хотела бы, чтобы мою маму за это посадили. Кроме того существуют экстремальные ситуации, где надо действовать быстро, а не призывать ребенка к благоразумию. Например, любой здравомыслящий, адекватный, без садистских наклонностей родитель, одернет своего ребенка, если тот бежит на проезжую часть под автомобиль. И при этом может сделать ему больно. Под суд его за это? Маму и папу никто не заменит».

Человеческий фактор

С 15 июля за «воспитание» ребенка ремнем или шлепком родитель несет уголовную ответственность или наказывается обязательными работами до 360 часов, либо исправительными работами до года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Стоит отметить, что эта поправка рассматривалась не отдельно, а в составе пакета поправок о декриминализации, поэтому и была принята. Но спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверила, что над этим положением еще будет проводиться работа и осенью внесутся дополнительные коррективы.

А пока закон действует в полную силу без корректив, Woman’s Day обратился к юристу Алексанру Бережному за комментариями.

«Является ли это угрозой для родителей? Безусловно да, если родители не могут, не хотят видеть в ребенке такого же человека, как и они сами, не имеют ни знаний, ни навыков правильного взаимоотношения, действуют под влиянием стереотипов, впитанных с детства. И безусловно нет, если родители находят общий язык со своими чадами, когда в семье царит мир, гармония, взаимопонимание, где ценят каждого члена семьи как личность, где воспитывается чувство свободы каждого и чувство ответственности за сделанный выбор в модели своего поведения. Правда, мы не в состоянии повлиять на восприятие ситуации другими людьми. Кто-то сказал, что мы видим мир не таким, какой он есть, а видим его таким, какие мы есть. Отсюда я делаю вывод, что ситуацию которая нам кажется обыденной, другой человек, государственный чиновник, орган может воспринимать в противоположном ракурсе. Здесь вмешивается человеческий фактор, и от этого никто не застрахован. К сожалению, иногда правовые механизмы, которые сами по себе призваны служить на благо людей, используются во вред этих же людей. В целом, я поддерживаю саму идею ювенальной юстиции, но она должна работать с одинаковыми усилиями по всем направлениям, которые входят в ее компетенцию. То есть должны быть в равной мере и профилактика (хотя это направление должно быть приоритетным), и привлечение к ответственности, и воспитание, и обучение, и неотвратимость наказания».

Эдгард Запашный: пять правил воспитания детей
  • Подробнее
Фото: Getty images

Не наказывать, а учить

Многие родители могут возмутиться: как же тогда воздействовать на ребенка, если его и шлепком по попе не всегда можно остановить? И правильным здесь будет слово «воздействовать».

«Что такое наказание? Это всегда акт насилия, стремление показать, кто здесь главный, – говорит педагог-психолог Елена Хотеева. — И способы идут из собственного детского опыта родителей. А сопровождают наказания всегда чувства беспомощности, раздражения, вины. Лучше точно не становится».

Воспитание, а не наказание: ищем общий язык с детьми
  • Подробнее

Но как же без них обойтись, как воспитать ребенка дисциплинированным? Существуют более эффективные методы воздействия.

Фото: Getty images

1. Time out, или популярный в детских садах метод «посидеть на стульчике», подумать о своем поведении. Но здесь важно не оставлять ребенка размышлять под воздействием собственного гнева и раздражения. Иначе – это тот же акт насилия. Нужно донести: ты сейчас посидишь, подумаешь, успокоишься, а потом приходи ко мне, и мы все обсудим. Ребенок должен знать, что вы его не отвергаете и готовы принять в любой момент. Такой способ действенен для детей 5−6 лет.

2. Ситуация выбора. Малышам диалоги и увещевания не помогут. А вот выбор без выбора – вполне. «Мы сейчас идем в магазин. Какую маечку ты хотел бы надеть на улицу?» Выбор должен быть реалистичным, таким, когда оба варианта устроят родителя. Ошибкой будет: «Идем домой или ты остаешься здесь?» Не менее действенный способ – мотивация. «Пойдем домой, нас там ждет огромный спелый арбуз!»

3. Лишение приятного. О таком способе воздействия необходимо предупредить ребенка заранее. «Если ты через пять минут не уберешь игрушки, вечером мы не смотрим мультики». Но если уж предупредили – выполняйте. Послаблений быть не должно. Иначе не угрожайте. Непоследовательность дает маленькому человеку лазейку и способ манипулировать вами. И истерика, которую ребенок закатит, чтобы все-таки смотреть мультфильмы, не собрав игрушки, не должна сбивать родителя с толку. Не хотите терпеть крики? Предложите ему замену – сейчас мы мультики смотреть не будем, ты ведь не выполнил условия договора, но я могу почитать тебе книгу.

8 правил приличия, которым вы забываете научить ребенка
  • Подробнее
Фото: Getty images

4. Строгий голос. Имеет смысл его применять, когда хотите остановить какое-то действие. И здесь важно не запрещать, потому что в этом случае дело станет только более привлекательным, а предложить альтернативу. Всегда должно быть то, что можно и что правильно. Кроме того, нужно объяснить, почему-то или иное действие нежелательно. Если остановить, но не объяснить, у ребенка не будет причинно-следственной связи, что обязательно приведет к подобным же проступкам.

5. Формирование четких границ, определенной системы требований. Когда мама разрешает то, что запретил папа, а бабушка оставила без внимания запрет мамы, в результате ребенок вообще теряет ориентиры и не понимает, чего от него хотят. Также реакция на одинаковые поступки должна быть адекватной у всех взрослых. Например, малыш ударил маму по щеке. Мама возмутилась, дала понять, что так плохо и неприятно, а бабушка рядом рассмеялась, мол, малыш дурачится. Что думать ребенку? Как вести себя в следующий раз? Действия взрослых должны быть однозначными и непротиворечивыми. Имея определенную систему требований, ребенок не будет нуждаться в дополнительных воспитательных методах.

«Законом мы не научим родителей правильному отношению к детям, – продолжает Елена Хотеева. — Так же, как наказанием ничему не научим детей. Нужно развеивать невежество взрослых, чтобы не приходилось принимать подобные законы».

Баста: «Главное в воспитании детей – любовь!»
  • Подробнее
Фото: Getty images

В продолжение мысли психолога хочется добавить несколько слов от автора. Мне хочется думать, что я отношусь к категории мыслящих родителей, которые находятся в постоянном поиске новых правильных методов взаимодействия с детьми. Поэтому уверена, что ювенальная юстиция и принятый закон не угрожают моей семье так же, как и тысячам других семей, где мама иногда от беспомощности позволяет себе шлепнуть ребенка по попе. А вот со взрослыми, которые систематически поднимают руку на детей, нужно работать. Но только не двухгодичным лишением свободы воздействовать, а принудительными длительными (скажем, в течение двух лет?) консультациями у специалистов – психологов и психотерапевтов. Может быть, так общество в целом станет здоровее.

«Р-р-р-р»: как научить ребенка правильно рыкать
  • Подробнее
Комментарии2
Гость27.07.16 14:18

Во всём должен быть разум. Физическое наказание не равно побоям. А "не физическое" не так безобидно. Когда мне было лет 9 мне мать вломила ремня за то, что я перед уроками развлекалась перебеганием перед машинами. Ну, все знают эту "игру". Почему она правильно поступила? Да потому что не понимает ребёнок, что его эта машина может УБИТЬ. "Смерть это то, что бывает с другими". Я машин реально стала бояться, когда увидела сбитую насмерть женщину (случайно увидела). Предлагаете малышей после таких игрищ в морг водить?! Вот это будет травма, извините. Потом полжизни кошмары будут сниться, да ещё и энурез замучает.

Мою подругу физически не наказывали. Но там был очень странный папа. Один раз она малая накосячила, он взял её _любимые_ ёлочные шары, побил, положил в банку, поставил на видное место и запретил убирать. Я себе представила что чувствовала маленькая девочка - у самой комок к горлу подступил, хотя я не изнеженная, в местах боёв бываю, такие вещи слышу, что лучше не знать.

Мне мать, будучи на меня обиженной (подозреваю, вполне за дело) как-то раз уже взрослой сказала при моих друзьях (все уже были довольно взрослые), что у меня изо рта воняет (что-то в то время было с пищеварением). Это нормально? Я считаю нет.

По мне так это садизм. Так нельзя. Лучше бы он её шлёпнул.

А как родители орут иногда? Думаете, по сравнению с этим шлепок - травма?!

Я вас умоляю...

Во всём нужен разум. Можно шлёпнуть или даже прописать ремня, а можно избить и даже искалечить. Можно лишить сладкого-кино-мультиков-поставить в угол, а можно побить любимые шарики или реально оскорбить, попасть по больному.

Давайте не будем врать себе. Человеком ребёнок становится постепенно. И слова тоже начинает понимать постепенно. И обучение жизни идёт через физику. И ничего страшного в этом нет, в наличии разума. Без разума и не трогая пальцем можно крышу свернуть напрочь.

На ребёнка не распространяется всё то, что может взрослый. Ребёнок не может: свободно передвигаться, принимать решение о том, что ему есть, смотреть, не может курить, употреблять спиртное, наркотики (для взрослых в РФ запрета нет, есть ограничения по хранению и запрет распространения, отец), не может жить половой жизнью, пользоваться той лексикой, какой считает нужным, в том числе - дома. Взрослый, которого силой заставят так жить, имеет право подать в суд и уж как минимум выйти, закрыть дверь и больше не возвращаться. Пропавшего ребёнка мгновенно, возбудив дело по статье "убийство" ищут правоохранительные органы (такая практика).

И это совершенно нормально! Кем будет ребёнок, если его не ограничивать? Да вообще погибнет ребёнок. У одной моей знакомой свекровь чуть не угробила ребёнка-аллергика, разрешив ему кушать что он захочет, а родной сын этой самой свекрови в детстве чуть не умер от удушья (откачали в реанимац2ии), потому что она, зная об аллергии, разрешила съесть шоколадку. Это так, примеры, даже совсем не крайние.

Необходимо понимать, что родные родители, хоть с ремнём, хоть с битыми шариками - это родители. А привлечение из к ответственности не укрепит семью.

Это и есть разрушение семьи. Замечу - нормальной, обычной семьи. Маргиналы, которые напьются и калечат родные всегда были и будут. И их не остановишь. Этот папаша потому выйдет и вообще поубивает всех. Кому легче будет?

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость27.07.16 15:02

Согласна с каждым вашим словом, разум превыше всего, и действительно моральное насилие бывает похлеще физического наказания, нужно стараться никогда не забывать что ребенок против взрослого абсолютно беспомощен, как бы громко это не звучало, это факт, стараться и работать над собой. Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно они будут похожими на вас

ОтветитьРедактироватьУдалить
Эксперты форума
40 экспертов
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.