Обсудим? Совместимы ли «особый» ребенок и обычный садик

Инклюзивное образование. Говорят о нем сейчас много. А на западе даже активно применяют. Сейчас решили внедрить и у нас в стране. Но что это за зверь такой? Давайте разберемся.

— К нам в группу собираются перевести девочку с нарушениями в развитии! – Гнев моей приятельницы Кати был слышен даже по телефону. — Ты представляешь, к обычным детям!

— Не понимаю, – пожимаю плечами. — Ну, ребенок не совсем обычный. У нее тяжелое отклонение?

— Вроде нет…

— А что тогда не так?

— Да все не так! А если она агрессивная? Если она головой будет о стены биться? Если…

«Если» набралось минут на двадцать.

— Раньше таких детей поголовно в коррекционные школы отдавали. А теперь школы закрывают, а ребят по обычным садам-школам распихивают, – бушевала Катя.

А ведь Катя – это не зверь какой. Обычная среднестатистическая мамаша. Так неужели же с инклюзивным образованием все действительно так скверно?

Общество равных возможностей

Инклюзивное образование активно продвигают во всем мире, а в России начали пытаться создать нечто подобное совсем недавно. В чем суть? В том, чтобы дать возможность ребятам с особыми потребностями влиться в обычный коллектив своих сверстников – ведь невозможно социализироваться в обществе, если ты от него изолирован.

И если раньше детей с неврологическими проблемами отдавали в коррекционный детский сад, а оттуда в спецшколу, то теперь врачи рекомендуют отправлять «особых» ребят в самые рядовые учебные заведения.

Но у нас эту идею пока что встречают если не в штыки, то с недоумением. Мы попытались взглянуть на проблему с трех сторон. Своим мнением об инклюзивной системе с нами поделились мамы – обычных детей и «особенных». И воспитатели детских садов – те люди, которым и придется воплощать идею в жизнь.

«Таких детей нельзя в массы»

Фото: GettyImages

— Я против. Категорически. Если речь идет о каких-то глобальных проблемах со здоровьем и поведением, – ни секунды не думала над ответом Ольга, мама 6-летней Таисии. — Пусть простят меня родители «особых» детей, я прекрасно к ним всем отношусь, среди моих знакомых есть такие. Но в общий детский коллектив? Нет, нет, и еще раз нет. У старшего сына был один такой одноклассник. Бегал по классу во время занятий, бился в истериках, других детей кусал. Они в школу боялись ходить. Мы больше года добивались его перевода в коррекционную школу. Директора жалобами забросали. Слава богу, добились.

Младшая дочка Ольги сейчас в садике. У нее в группе есть несколько ребят с небольшими отклонениями. Но все они адекватны, их учат социализироваться.

— Но если мой ребенок пожалуется, что они регулярно мешают, обижают, срывают занятия, весь день орут, я первая пойду к заведующей. И буду требовать, чтобы их отправили на комиссию для заключения – могут ли они заниматься в общей группе. Неврологи пусть что угодно в их диагнозах пишут, я защищаю права своего ребенка.

Таких детей, на мой взгляд, вообще нельзя в массы. У них нервная система неокрепшая, недоразвитая. Им нужен комфорт, а не, простите, трэш. Неужели их родители не понимают, что дети страдают? — говорит Ольга.

Исповедь мамы особого ребенка: когда твой сын всем мешает
  • Подробнее

«Не надо культивировать нетерпимость»

— Озвучивать диагноз сына не буду, слишком он сложен и многословен. Но внешне Марк самый обычный ребенок, ходил в обычный садик и осенью пойдет в обычную школу, – рассказывает Кристина, мама 7-летнего Марка.

Поначалу Кристине приходилось часами сидеть в садике, объяснять и показывать, как ее сын реагирует на разные ситуации. А потом все наладилось.

Фото: GettyImages

— До сада он совершенно не умел общаться, играть с другими ребятами. Сад дал ему огромный толчок в развитии. Да, первый год было тяжело. Марк не знал, что такое дисциплина, мешал всем. Рыдали все: и мы, и другие дети. И жалобы были, и намеки на перевод в коррекционный сад. Пришлось принести сразу три независимых заключения, что Марк может ходить в обычный садик, – вспоминает Кристина.

Мама очень благодарна воспитателям – по ее словам, они сумели разглядеть за внешними проблемами доброго, чуткого, ласкового мальчика. И помогли ему приспособиться к этому миру.

— Я очень боюсь школы. Там снова адаптироваться, и в раздевалке уже не посидишь… Но мы справимся. И другим мамам пожелаю не бояться общественного мнения. Инклюзивное образование дает нашим детям возможность не чувствовать себя изгоями. А другим родителям стоит вместо того, чтобы культивировать нетерпимость, наоборот, учить своих детей, что все они – вне зависимости от особенностей – равны, – уверена Кристина.

«Идея хороша. Но есть нюансы»

Фото: GettyImages

— Конечно, это прекрасно – социализировать детей. Я согласна, что детский коллектив приносит пользу. Мы часто наблюдаем, как дети, в чем-то отстающие от сверстников, достаточно быстро подтягиваются до их уровня, – делится Наталья, воспитатель.

Но, по мнению педагога, не все так гладко. Как говорится, есть нюансы. Во-первых, рядом с «особым» ребенком первое время должна быть мама. Во-вторых, при группе должен работать специалист. Человек с дипломом коррекционного педагога. Знающий и понимающий таких детей. Это даже прописано в законодательстве.

— Таких людей не хватает. Мало кто будет брать на работу отдельного специалиста из-за трех-четырех ребят. Нас тоже обучают, но очень поверхностно. Да, есть курсы, вебинары, можно получить дополнительное образование. Но не все готовы к этому, – говорит Наталья.

С ней сложно не согласиться: ребенок с отклонениями в развитии требует больше внимания, заботы. А когда в группе еще 25 детей? И все нуждаются в адаптации?

— А если он травмирует других ребят? Если он будет весь день кричать? Кидать в стены тарелки? Если он будет агрессивным? А если на него будут нападать другие дети из-за его «странности»? Ответственность-то на воспитателе, – поясняет Наталья. — Я не против инклюзии как таковой. Но считаю, что к такому праву на равное образование должны быть дополнения. Самое важное – не должно быть угрозы для других детей. Об их правах тоже нужно помнить.

Можно ли «неуправляемым» детям учиться вместе с обычными?
Можно ли «неуправляемым» детям учиться вместе с обычными?
  • Конечно, ведь иначе им никак не привыкнуть к жизни в обществе
    20,1%
  • Ни в коем случае. Это может быть опасно для обычных детей
    20,1%
  • Почему бы и нет? Только за каждым таким ребенком постоянно должен присматривать специалист
    59,3%
  • Свой вариант оставлю в комментариях
    0,5%
Неловкий момент: 8 неприглядных фактов о материнстве
  • Подробнее
Идеальные выходные Собчак: будущая мама резвится на природе
  • Подробнее

Также интересно: почему снится ребенок

Комментарии2
Гость08.11.17 16:10

Нет для таких детей должны быть специальные сады школы. У нас в садике 25 человек, в группе 4 лет пришел мальчик которому 6 лет. Ходит в памперсе, на занятия вобще никак не реагирует, переворачивает столы. Какие специалисты, в саду,там воспитателей то не хватает обычных.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Гость16.01.17 18:58

Мои дети учатся в школе, где учатся дети с самыми разными особенностями. Это частная школа. Здоровые дети вообще не акцентируют внимание на нездоровье этих детей. Похоже удивляются только родители.

ОтветитьРедактироватьУдалить
Эксперты форума
40 экспертов
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.