Почему детям опасно трогать экспонаты в музее — вы будете удивлены
Фото

Wday/Shutterstock/Fotodom.ru

В музее дети могут почувствовать себя настоящими путешественниками во времени. Там можно увидеть, в какие игрушки раньше играли ребятишки в прошлом и какую носили одежду, в каких домах они жили и что ели на обед. Музей помогает объяснить ребенку, что такое культура и традиции, как история отражается в искусстве и как наше прошлое влияет на настоящее.

Но как объяснить, почему нельзя поиграть со старинной куклой или залезть на постамент к скульптуре древнегреческого бога? Чтобы избежать обид, слез и истерик, важно заранее объяснить ребенку, почему все эти интересные вещи находятся под стеклом или за ограждением.

А еще, ответить на другие необычные вопросы, которыми часто интересуются дети. К примеру, о том, почему у экспонатов часто отсутствуют некоторые части тела. Об этом и о многом другом — в нашей статье.

Почему нельзя трогать экспонаты?

Конечно, в первую очередь экспонаты запрещают трогать, чтобы посетители ничего случайно не сломали, не поцарапали и не порвали. Ведь в музеях хранятся предметы искусства, которые чаще всего старше любого ныне живущего человека: они очень хрупкие и их состояние может испортить не только прикосновение, но даже изменение влажности, температуры и освещенности. Поэтому сотрудники ухаживают за ними по особым технологиям.

Но и прочные на вид мраморные статуи нуждаются в защите. Нам может казаться, что от одного прикосновения ничего не случится, но если так будет думать каждый посетитель музея, экспонат постоянно будут трогать руками. Одно, два, несколько сотен тысяч касаний, и вот уже начал стираться нос у каменной собачки. Причина тому — грязь, пот, жир, масла и кислоты, которые находятся на наших ладонях и разъедают защитное покрытие.

Почему детям опасно трогать экспонаты в музее — вы будете удивлены
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В 2009 году Музей искусств и археологии Эшмола в Оксфорде провел эксперимент и установил в зале тестовые образцы камня, металла и ткани, одна часть которых находилась под стеклом, а другую можно было трогать посетителям. Рядом с экспонатами находился электронный датчик касаний, а над ними — табло, где отображалось количество всех прикосновений (читайте также: Почему дети на самом деле любят примерять одежду родителей).

После почти 8 миллионов касаний на незащищенной половине камня появилась патина, металл в местах прикосновений стал блестящим, а ткань полностью стерлась. Кроме того, люди поцарапали раму, которая обрамляла экспонаты. Поэтому трогать вещи в музее могут только хранители в специальных костюмах и перчатках.

Почему детям опасно трогать экспонаты в музее — вы будете удивлены
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему в музее стоят сломанные скульптуры?

Древнегреческая скульптура «Венера Милосская» много веков считалась идеалом красоты. Но любой ребенок, который окажется в Лувре, сразу заметит, что у идеала не хватает рук. Конечно, так было не всегда: историки установили, что раньше Венера не только была со всеми конечностями, но и была окрашена в яркие цвета, на голове ее красовалась металлическая диадема, а в уши вставлены были металлические серьги.

К сожалению, Венера — не единственная богиня, которая получила увечья. У богини победы Ники, например, проблема даже еще серьезнее: она дошла до наших дней без головы! Эту особенность заметил заяц Любознаец — герой нового подкаста от Плюс Детям «Любознаец и удивительное искусство с Пушкинским музеем».

В подкасте про лечение скульптур искусствовед Оксана Киташова рассказала, что большинство древних статуй долгие годы стояли на открытом воздухе, где могли быть разрушены природными катаклизмами и людьми.

Оксана Киташова
Оксана Киташова

искусствовед, эксперт Плюс Детям и автор проекта об искусстве для детей «Глаз-алмаз»

Личный сайт

Также в Древнем Риме скульптурам часто специально отсекали голову. Например, если изображенный на ней правитель лишался своего статуса и разочаровывал подданных. Статуи тогда могли оставить без головы или сделать новую — с лицом следующего императора. Чтобы было удобнее, римские скульпторы даже стали делать статуи сразу со съемными головами, на железных шурупах. А иногда и со съемными руками и ногами — некоторые из них со временем отвалились при перевозке и потерялись.

Большинство памятников прошлого бесследно утрачены. Например, одно из семи чудес света, знаменитая греческая статуя бога Гелиоса, высотой в 10-этажный дом «Колосс Родосский», была уничтожена еще в 3 веке до нашей эры во время землетрясения. Учитывая все эти обстоятельства, сам факт того, что мы можем любоваться скульптурами того времени, пусть и не в первозданном виде, — это настоящее чудо.

А что если все не так?

Как мы уже сказали, в некоторых заведениях действительно не стоит взаимодействовать с экспонатами, особенно, если речь идет о древностях (читайте также: Цифра в паспорте есть, а возраста нет: почему дети 90-х никак не повзрослеют). Однако есть музеи, где контактировать можно и нужно. Особенно если экскурсии проходят в темноте.

Почему детям опасно трогать экспонаты в музее — вы будете удивлены
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Оказывается, такой формат активно пользуется популярностью в Москве. Он предполагает, что мероприятия проводят незрячие гиды и погружают в привычную для себя среду обычных посетителей. Формат любят как взрослые, так и дети. Во многих подобных музеях возрастной ценз составляет 7+. Однако, к примеру, в инклюзивном пространстве Сенсориум посещение экспозиций в темноте разрешено уже с пятилетнего возраста.

Дети и подростки очень чувствительны, а их телесность и тактильность прекрасно раскрывается в темноте. Они с радостью исследуют знакомые фактуры, предметы, запахи. И эмоционально реагируют, когда им попадается что-то знакомое в темноте. Общение с гидом воспринимается душевно. Он для них обычный, но очень интересный человек.

Кстати, для самых маленьких существует отдельная экспозиция в темноте, которая недоступна взрослым посетителям. Существуют даже детские сказки в темноте. Каждый ребенок после таких мероприятий получает яркие впечатления и живые эмоции, а это главная награда.