Как стать «ленивой мамой»: учим ребенка самостоятельности

Как научить малыша читать, убирать за собой, одеваться? Этими вопросами задается каждая мама. Педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и автор книги «Как стать «ленивой мамой» Анна Быкова рассказала редакции Woman`s Day все о детской самостоятельности.

Анна Быкова

— Я работала воспитателем в детском саду, учителем в школе, преподавателем в колледже. Наблюдала за детьми и за их родителями, проводила аналогии. Дети попадались разного возраста, а общие черты тем не менее можно было выделить. Вот мальчик Слава. Мама его в садик приведет и сама же завтраком накормит. А потом придет во время ужина. И не ждет, как остальные родители, пока ребенок поест, а проходит в группу и его кормит с ложечки, хотя Славе уже четвертый год. Вот второклассник Паша. Никогда не знает, что ему задано. Это не его забота, а мамы. Мама каждый вечер звонит учителю и спрашивает. Потому что Паша может что-нибудь напутать. Вот мальчик Леша. Второй курс колледжа. Одногруппники шутят, что Лешина мама ходит в колледж чаще самого Леши. Мама приходит договариваться о пересдаче. Леша сдает зачет. Мама ждет Лешу в коридоре.

Я – ленивая мама. Мне было лень долго кормить своих детей. В год я вручала им ложку и садилась есть рядом. В полтора года мои дети уже орудовали вилкой. Конечно, до того как навык самостоятельной еды окончательно сформировался, приходилось отмывать и стол, и пол, и самого ребенка после каждой трапезы. Но это мой осознанный выбор между «лень учить, лучше все быстро сделаю сама» и «лень делать самой, лучше потрачу усилия на обучение».

Позвольте ему ошибаться

— У маленького ребенка есть естественный импульс к самостоятельности. Иначе бы он даже ходить не научился. Ребенок сам тянется осваивать новую деятельность. Важно не блокировать этот импульс и не мешать ему. Второе важное условие: быть готовым к неудачным попыткам, ошибкам и спокойно на них реагировать. Когда ребенок учится ходить, мы готовы к тому, что он будет делать сотни попыток, что он будет много раз падать. Со всеми другими умениями точно так же. Сотню раз пронесет ложку мимо рта, сотню раз нальет мимо чашки, сотню раз наденет майку наизнанку. Десять раз пересолит суп, забудет дневник, потеряет сдачу, но научится.

Не ждите, что он сделает что-то хорошо

— Универсального ответа на вопрос «Как быть, если ребенок хочет, чтобы мама за него все делала?» не существует. За одинаковыми внешними проявлениями могут быть совершенно разные причины. Ребенок хочет, чтобы мама сделала за него, потому что хочет избежать ситуации неуспеха? Потому что боится, что его отругают за ошибку? Потому что хочет в этот момент делать что-то другое? Потому что был трудный день и ребенок очень устал? Потому что подсознательно мама хочет все делать сама и исподволь транслирует эту идею ребенку? Разные причины требуют разного подхода к решению.

Все самое лучшее: косметические средства для мам и малышей
Подробнее

Не хочет мыться и убираться? А почему он, собственно, должен этого хотеть? Волшебной комбинации слов, после которой любой ребенок будет хотеть того, чего хочет взрослый, не существует. Перед родителями постоянно встает задача поиска подходящей мотивации или стимула. Причем это всегда индивидуально. То, что будет эффективно в случае со старшим ребенком, может не сработать с младшим.

Практически в любом возрасте можно предложить ребенку попробовать сделать то, что делают взрослые. Предлагайте, только не ожидая хорошего результата. Без иллюзии, что ребенок сразу справится без вас. Годовастик может почистить одежду, повторяя движение за взрослым, если ему дать поиграть щеткой. Трехлетка с удовольствием будет помогать маме на кухне. И посуду помоет, разбив при этом пару чашек. Навык вырастает из игры, из теплого контакта, из совместной деятельности. Ребенок следует за взрослым – это естественная программа. Важно ее не нарушить в самом начале.

И отношение лучше поменять. Сама формулировка «взрослые дела» подразумевает, что это не для детей. Это не взрослые дела. Это домашние дела, которым можно научиться.

Не паникуйте, если он не умеет читать

— Как научить ребенка читать? Смотря, что вкладывать в понятие «учить». Только ли сажать за парту и вручать букварь? С букварем можно не спешить. Даже если в школе с ним встретитесь, не опоздаете. Но существует важный добуквенный период, когда ребенок учится распознавать звуки, играет с мамой в игру «скажи слово, начинающееся со звука «М», и тому подобное. Все игры со звуками – хорошая база для последующего чтения. Причем все это можно реализовать «между делом на ходу». А уж если ребенок сам интерес к буквам проявляет, играйте с ними. Но помните, что в дошкольный период важнее не научить ребенка читать, не познакомить с буквами, а привить интерес к чтению. Научить получать от него удовольствие. Иначе читать он не будет. Если ваш шестилетка не умеет читать, но с трепетом выбирает книгу в магазине, предвкушая, когда взрослые ему начнут ее читать, ждет этого момента как самого увлекательного события дня, а потом еще какое-то время живет этой книгой, проигрывая ее сюжет, то вы смогли сделать больше, чем просто научить читать.

Важно не дать набор знаний, а развивать интерес

— Для ребенка важнее не нарисовать нечто понятное и красивое по общепризнанным стандартам под чутким руководством преподавателя, а ощутить радость свободного творчества. Играть с линиями, цветом, пятном, придумывать новые образы, пусть даже они будут понятны только самому ребенку. Важен не столько рисунок как результат, а то, какие эмоции были у ребенка в процессе (развитию творческих способностей у детей и любви к рисованию посвящены мои недавно вышедшие тетради по методике «Кляксотерапия» в серии «Ленивая мама»).

Это касается и всего остального. Важнее не дать какой-то определенный набор знаний, а развивать познавательный интерес ребенка. Чтобы было любопытно, чтобы глаза горели от азарта узнавания, чтобы новые вопросы возникали и непременно хотелось найти на них ответы. Когда знания приходят вместе с личным стремлением, перегруза не бывает. Обычно для этого достаточно, чтобы рядом был любопытный родитель, которому самому интересно проводить опыты, ставить эксперименты, листать энциклопедии. Который не будет отмахиваться от детских «Почему?» Обо всем этом я рассказываю в книге «Развивающие занятия «ленивой мамы».

Вот так повезло: необычные имена звездных детей
Подробнее
Малыш пошел: 10 вещей, с которыми надо смириться
Подробнее