Ребенок плохо себя ведет: что делать, если жалуются учителя

Тенденция последних лет – дети стали гораздо активнее и неусидчивее. Старые педагогические методы с ними уже не работают. А что может сработать, чтобы на ребенка наконец-то перестали жаловаться из-за плохого поведения, рассказывает наш эксперт.

Татьяна Павлова

Татьяна Павлова

кандидат психологических наук, практикующий психолог.

«Нынешние младшеклассники живут в мире, переполненном навязчивой информацией, это делает их эмоционально уязвимыми и рассеянными. Им непонятно, зачем учиться считать в столбик, если под рукой всегда есть калькулятор в смартфоне. Зачем запоминать наизусть информацию, когда можно в два клика найти ее в интернете», – говорит Татьяна Павлова.

Фото:
Blend Images/Blend Images /Getty Images

Впрочем, у старшеклассников тоже нет мотивации много трудиться и формировать привычку к самодисциплине. В обществе сейчас пропагандируется легкий успех, быстрое достижение результатов. Зачем учить физику, если можно стать блогером и зарабатывать безумные деньги. Правда, для этого тоже придется много работать, но ведь этого не видно.

Активные, неусидчивые, они с трудом концентрируются на уроках. Учителя идут с жалобами на школьников к родителям, те выясняют отношения с ребенком, но ситуация почему-то лучше не становится. Что сделать, чтобы разорвать этот замкнутый круг? Сперва придется понять, почему ребенок плохо ведет себя в школе.

1. Современным детям в школе действительно скучно. Потому что они уже в первом классе знают, что такое виртуальная реальность, и обращаются с гаджетами иногда даже лучше, чем учитель. А их заставляют 11 лет писать мелом на доске.

Как это исправить? Взрослые тоже должны идти в ногу со временем. Учителям и родителям придется осваивать современные гаджеты. Ведь они могут стать отличными помощниками в деле обучения и воспитания.

2. Дети оперируют информацией по-другому – не так, как мы. Учителя, как и родители имеют иным образом организованную познавательную сферу. Другими словами, их интеллект формировался в совершенно иных условиях. Вот вам и конфликт поколений, трудности коммуникации и, как следствие, скандалы.

Как это исправить? В этом случае я порекомендовала бы взрослым осваивать эту самую виртуальную реальность, чтобы хоть немного понять, через какую призму смотрят на мир их дети.

Фото:
Getty Images/E+

3. Гиперопека взрослых, часто свойственная тревожным родителям. Взрослые лишают детей самостоятельности и инициативности. Причем действуют в сугубо благих намерениях, помогая и защищая своего ребенка. Но в результате дети растут безынициативными, неуверенными, боятся принимать решения. Когда оказываются один на один с трудностями, пасуют.

Как это исправить? Совет очевиден: давайте больше свободы детям. Если можно так выразиться, контролируемой свободы. Делегируйте полномочия, доверяя своим детям и демонстрируя веру в их силы, возможности и способности.

4. И наоборот, отсутствие контроля, попустительство убивает желание учиться и преодолевать трудности обучения.

Как это исправить? Здесь также актуален совет о контролируемой свободе.

5. Контролируйте ребенка, но без давления и слежки. Доверяя, проверяй – это относится к воспитанию. Проверяйте информацию, которую говорит вам ребенок.

6. Пока ребенок еще учится в начальной школе, продолжайте традицию чтения книг перед сном, смотреть вместе детские фильмы и обсуждать их потом, разбирать разные ситуации, которые происходят в детском коллективы («А как бы ты поступил в этом случае?»).

Фото:
Getty Images/E+

Воспитательный подход, стиль – не единственное, что влияет на поведение ребенка, в том числе и в школе.

Возрастные кризисы (7 лет, подростковый и т.д.) – изучите симптомы, характерные для каждого периода, чтобы понимать, что нормально, а что уже не очень. Как правило, когда родители понимают: вот они, все признаки возрастного кризиса в их ребенке налицо, и это вовсе не страшно, они успокаиваются. Тревожиться ведь не нужно, все с ребенком нормально. Нужно выработать конструктивные способы реакции на «плохое» поведение ребенка. И главное – запастись терпением и подождать, пока кризис закончится.

Атмосфера в семье. Очень часто ребенок реагирует своим поведением на изменения и проблемы в семье – рождение второго ребенка, конфликты родителей, смену места жительства и т.д. Даже если ребенок не слышит ссор, он чувствует эмоциональный фон мамы, семьи в целом. Поэтому ребенка в сложный период надо поддерживать и быть внимательнее к нему.

Настроение родителей. Задайте вопрос самому себе: а все ли в порядке со мной? В каком настроении я чаще всего бываю? Очень часто поведение ребенка – это реакция на то, что происходит с родителями. Возможно, что и событий никаких особо тревожных нет, и все хорошо, а у мамы или у папы хандра, повышенная тревожность, апатия. Специалисты, работающие с депрессиями, говорят, что у ребенка нет никакой защиты от депрессий родителей. Поэтому, если вы понимаете, что проблемы у вас, займитесь собой, и поведение ребенка поменяется.

И последнее. Что бы ни случилось, верьте и доверяйте своим детям! Они справятся. Они станут хорошими людьми. От нас требуется быть рядом с ними, поддерживать их, принимать их такими, какие они есть, и любить их такими, какие они есть.

Материалы по теме

Комментарии

0