Самооценка ребенка: как повысить и не дать упасть

Насколько дети буду успешными в жизни, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И неважно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое, отклонение от нормы – это плохо. Такие люди разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на родителей, детей, окружающих.

Успеваемость в школе – вот что обычно ставят родители на первое место. И им кажется удивительным, почему соседский троешник Коля ездит на шикарном джипе, а прилежная ученица и гордость школы Маша работает рядовым сотрудником в ничем не приметной фирме.

Самооценка крайне важна для каждого человека. Психологи утверждают, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Это объясняет тот факт, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот заурядные, но любящие и ценящие себя люди зачастую добиваются больших высот, а все потому, что внушают другим уважение и благоговение.

Самооценка формируется на протяжении всего периода взросления. Важно, чтобы родители уделили этому должное внимание.

Как корректировать самооценку ребенка, нам рассказала медицинский психолог Елена Николаева.

8 правил приличия, которым вы забываете научить ребенка
Подробнее
Елена Николаева, медицинский психолог
Елена Николаева

Каждому из нас хотелось бы видеть своего ребенка успешным, уверенным, достойным, но не все родители понимают, какую роль в этом играет его самооценка.

Самооценка, или, иначе, самоотношение, восприятие ребенком самого себя формируется в раннем возрасте под влиянием многих факторов. Это и мнение окружающих, и общая психологическая атмосфера, и отношения между родителями, родителями и детьми, разными поколениями, и конечно же отношение родителей к ребенку.

Повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе – это результат ежедневной работы родителей и близкого окружения.

Самое главное для родителей – искренне любить своего ребенка и показывать ему всю свою любовь, быть внимательным к нему, тогда вы увидите, где он испытывает трудности, какие у него проблемы, с чем связаны переживания. Как только вы нашли слабые места, ищите способ их укрепить.

Елена Николаева, медицинский психолог
Елена Николаева

Для формирования адекватной самооценки родителям важно создать такие взаимоотношения с ребенком, в которых он сможет воспринимать себя благоприятно, чувствовать любовь и поддержку родителей в самых разных ситуациях. В таком случае без снижения самооценки он сможет воспринимать небольшие замечания в свой адрес, критику, проигрыши, неудачи и чужие успехи.

Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает и часто копирует поведение родителей. Показывайте на собственном примере адекватность отношения к успехам и неудачам. Самооценка не наследуется, а приобретается.

По возможности старайтесь сформировать даже в самом стеснительном малыше инициативу, чтобы он учился делать что-то самостоятельно.

Хороший способ формирования у детей уверенности в себе – это поручение им посильных домашних дел. Двухлетний малыш может собрать с пола свои игрушки и сложить их в специальный контейнер, трехлетка – отнести белье для стирки в корзину, а дети 5−6 лет – вымыть свои чашки и тарелки, полить цветы, протереть пыль в доступных местах. Чувство ответственности, даже в малых масштабах, отлично организовывает, воспитывает самостоятельность и дает понимание того, что все получится. Если ребенок почувствует, что сам умеет справляться с трудностями, выполнять посильные задания, это реально повысит его самооценку.

Как отвлечь ребенка от гаджета: советы психолога
Подробнее
Елена Николаева, медицинский психолог
Елена Николаева

Учите ребенка доводить начатое до конца. Возьмите за правило приходить на помощь только тогда, когда малыш сам об этом попросит. С возрастом не забывайте говорить, что он достаточно большой и уж это дело ему точно по плечу, он сам справится.

Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, что отлично удалось («Да, сегодня ты проиграл в морской бой, но ты очень ловко спрятал свои корабли, даже я бы так не придумал»).

Развивайте коммуникабельность ребенка, помогайте заводить новые знакомства, но контролируйте круг общения (по крайней мере до 9−10 лет). Детская самооценка формируется под влиянием значимых для него лиц. Если представление о самом себе у 3-летнего малыша складывается в основном родителями и под воздействием взрослых, то 7-летний ребенок уже может попасть под влияние сверстников. Контролируйте появление среди них такого «друга», который будет подавлять самооценку вашего ребенка и позволять по отношению к нему обидные замечания.

Не забывайте хвалить ребенка. Находите в вашем ребенке и его поведении то, за что вы можете похвалить его искренне, то, что вызывает ваше восхищение и гордость. Услышав приятные слова в свой адрес, он будет стараться еще больше, чтобы снова получить одобрение.

Позвольте своим детям вырасти счастливыми и уверенными в себе, окружив их любовью, уважением и поддержкой.

Чтобы выявить уровень самооценки, психологи используют различные тесты. Предлагаем вашему вниманию оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена.

Согласно инструкции, необходимо предложить ребенку посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать. Причем сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

7 секретов воспитания от шведских родителей
Подробнее

Человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми.

2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить.

С № 20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе.

4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей.

5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность.

8 – отстраненность и уход в свои мысли.

9 – легкость и тягу к развлечениям.

Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети,

а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе.

С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх.

16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы.

17 характеризует ребенка, не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами.

Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательными к своим чадам.

Детские конкурсы: как помочь ребенку пережить проигрыш
Подробнее