Японская методика развития: от простого к сложному

Японская методика Kumon, по которой обучаются более 4 млн малышей по всему миру, набирает обороты и в России. Что же особенного в этих «трудовых» тетрадях?

Метод Kumon основан на выполнении постепенно усложняющихся заданий. В начале каждой тетради ребенок делает самые простые задания, в конце — самые сложные. Такой подход позволяет достигать значительных успехов. Задания помогают детям стать внимательнее, усидчивее, увереннее в себе, формируют любовь к самостоятельным занятиям. В зависимости от названия тетради родители смогут понять, какие именно навыки будут развивать у своих чад: «Учимся рисовать», «Учимся вырезать», «Учимся клеить» и т.д. Все эти умения способствуют развитию мелкой моторики рук, а соответственно, активизируют речевое развитие, стабилизирует психологическое состояние.

Так это или нет, решили проверить педагоги дошкольного отделения московского лицея №1451. Они при поддержке издательства «Манн, Иванов и Фербер» провели эксперимент, в ходе которого занимались с детьми по тетрадям.

В начале пути

В лицее с малышами провели несколько психологических тестов. У многих были выявлены нарушения речевого развития, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Всего в эксперименте участвовало три группы детей разного возраста. Самым маленьким детям было по 4 года.

Им предложили заниматься по тетради «Учимся вырезать», состоящей из 40 заданий. Упражнения в ней развивают мелкую моторику ребенка и пространственное мышление: сначала малыш должен резать бумагу по прямым и волнистым линиям, затем по кругу, а в конце тетради уже вырезать сложные фигуры.

В течение полутора месяцев ежедневно маленькие участники эксперимента выполняли по одному заданию, как и требует методика.

– После успешного выполнения задания, как и советуют на страницах тетрадей, мы хвалили ребенка за то, что он справился. Когда мы начинали эксперимент, дети не умели ни держать ножницы, ни работать с ними. Многие импульсивно и несколько хаотично выполняли задания: бумага рвется, ножницы выпадают, дети переживают, что у них ничего не получается, – рассказывает педагог-психолог дошкольного отделения лицея №1451 Анна Третьякова.

Первые результаты

На 7–8-м занятии малыши научились держать ножницы, регулировать силу нажима и вырезать несложные фигуры. Им понравилось заниматься, потому что у них получалось вырезать.

– Могу сказать как психолог: как только появляется позитивный результат, возрастает самооценка и вера в себя. Ребенок как бы говорит себе: «У меня получилось. Я могу. Я хочу еще лучше, дайте мне работу сложнее!» — дополняет педагог-психолог. — Одной девочке так понравилось все это, что она попросила родителей купить домой такую тетрадь. Она приходила каждый день в сад и с радостью говорила: «Мы дома теперь тоже вырезаем!»

У многих детей в начале эксперимента были очень большие сложности: плохо развитая моторика, отсутствие внимания и мотивации. Например, у одного мальчика никак не выходило держать ножницы, бумага рвалась, он огорчался и не хотел заниматься. Но уже после нескольких упражнений ситуация поменялась: ребенок смог не только удерживать ножницы и вырезать, у него появился интерес к занятиям, и он стал более усидчивым.

Важно еще и то, что у детей меняется отношение к работе. Они привыкают каждый день понемногу заниматься, брать на себя ответственность за выполнение задания и приобретают необходимые навыки.Так к концу полуторамесячного эксперимента все дети научились правильно держать ножницы и вырезать.