Ольга Будина: «Я cдалась – купила планшет сыну»

Воспитание по-французски

Насколько я могу судить из общения со специалистами и родителями, утверждение, что дети, которые появились на свет после 2000 года, – это совершенно новое поколение – верно. За последние 10 лет мы европеизировались, границы открылись, люди стали выезжать, впитывать другую культуру, стали более образованными, сдержанными и воспитанными. Поэтому современные дети более свободные, и мне это очень нравится. Я бы ни в коем случае не хотела эту свободу подавлять в своем ребенке. Сейчас есть возможность учиться дома, учиться в частных школах, которые тоже приветствуют свободное творческое детское начало. Я – за! Хотя это более сложный и дорогой путь – позволять ребенку не сидеть за партой, а высказывать свое мнение, бесконечно «почемучкать», заниматься творчеством. Иногда я не отвечаю на вопросы Наума, а говорю: подумай сам, давай вместе поразмышляем. И сейчас ребенок уже более сознательно подходит и к процессу обучения, и к своему отдыху, и к покупкам, ко всему. Наум уже может анализировать себя, конечно, не как взрослый, но все-таки может. Недавно, например, говорит, придя из школы: «Я сегодня не смог сдержаться, плохо вел себя, много отвлекался на уроке. Если хочешь, я пропущу просмотр фильма в воскресенье».

Мне кажется очень важным (хоть и очень сложным) научить ребенка просчитать свой следующий шаг. Мне понравилась модель воспитания детей во Франции. Я сама весной даже записала аудиоверсию книги Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Но еще до ее прочтения узнала эту систему на личном опыте. У нас во Франции живут друзья, и у них двое детей. Так вот французы на детей практически никогда не повышают голоса, не поднимают руки (я-то своего, честно говоря, в сердцах могу и по попе шлепнуть, и подзатыльник дать). Там довольно суровые сотрудники опеки, и при малейшей жалобе ребенка могут забрать без суда и следствия (безусловно, это тоже перекос чиновничьей бдительности, но мы сейчас не об этом). Соответственно, нужно было придумать другие рычаги. И они как раз и есть – просчитывание следующего шага. Если ребенок не отреагировал на три замечания подряд, родители в тот момент никак явно не проявляют неудовольствие. Но когда приходит праздник, ребенок не получает подарков, разумеется, с объяснением, по какой причине. Это, конечно, очень жестоко. Я не представляю, что все дети получат подарки, а мой ребенок – нет. Даже если он очень сильно напроказничал. Но во Франции это так. И как ни странно, дети становятся более послушными. Это то самое просчитывание следующего шага. Я не могу судить, хорошо это или плохо, лучше шлепнуть, но подарить подарок или наоборот? Я просто говорю о том, что такая система существует, и кто-то может взять ее себе на вооружение. Но, разумеется, без психологической жестокости, правильно все ребенку объяснив.

Полностью я это не практикую, но что-то подобное применяю. Когда сын не реагировал на меня, я ему говорила: «Мы с тобой запланировали в такой-то день пойти на аттракционы, поход отменяется. Я чувствую, что ты себя не контролируешь». Ребенку нужно обязательно проговаривать, что я не покупаю тебе что-то или не иду с тобой в кино не потому, что ты мне не нравишься и ты плохой. Я люблю тебя в любом случае, ты мой единственный и самый прекрасный, но ты должен понимать, что так поступать нельзя. Если ты не слышишь, не реагируешь на мои слова, то значит, наши договоренности отменяются, и я тоже не буду делать то, что тебе обещала. Нужно найти слова, осуждающие поступок ребенка, но не его самого.