Ольга Будина: «Я cдалась – купила планшет сыну»

Бойтесь публичного позора

У ребенка обязательно должны быть друзья. Наша многолетняя знакомая доктор-антропософ как-то однажды сказала мне, что дети, которые мало общаются со сверстниками, чаще болеют простудными заболеваниями, в частности заболеваниями носоглотки. И это детское общение должно быть не во время учебы или каких-то занятий, а просто когда дети играют, болтают между собой и дурачатся. Детям вообще необходимы часы, когда они ничего не делают. Или делают «что левая нога захочет». Это то малое, что мы обязаны оставлять им от детства, ведь они дети прежде всего! А уже потом ученики со множеством обязанностей и домашних уроков. У них должно быть ежедневное время для выдоха. А потом можно и за «домашку» сесть.

Многое зависит от темперамента: есть интроверты, есть экстраверты. Если ребенок общительный, то ему везде будет хорошо. Я бы назвала Наума застенчивым, ему непросто в первые минуты в новом коллективе. Он должен приглядеться, освоиться. У нас как было принято в советских школах: ты приходишь в класс и должен всем громко сказать: «Здравствуйте!» А не все дети могут это сделать. В первом классе я поняла, что Науму сложно громко поздороваться, потому что на него тут же все обращают внимание. А ему это не подходит. Он хочет первые 15 минут в новом коллективе побыть человеком-невидимкой, а потом адаптируется, и все встает на свои места. Поэтому я подходила к учителям и просила их не заставлять сына так делать. Да, это принято, но я не хочу, чтобы это происходило с моим ребенком. Ребенку нужно помогать. Например, я никогда себе не позволяю ругать Наума или говорить о его недостатках в присутствии других, это исключено. Про своего ребенка я буду говорить только лучшее, чтобы он знал, что мама всегда на его стороне. Потом уже, когда мы останемся наедине, могу объяснить, поругать, но только когда вдвоем. Не допускайте публичного позора вашего ребенка, как это было раньше в советских школах, когда вызывали к доске и начинали ругать при одноклассниках: «Посмотрите на этого Сидорова, какой он ужасный хулиган, давайте объявим ему бойкот и двойку по поведению!» Уважение к личности ребенка – в первую очередь!

Общение с девочками – это отдельный пункт. Как правило, в этом возрасте мальчики не любят девочек, воспринимают их как капризных и привередливых особ, они их раздражают. Учимся это преодолевать. Иногда, конечно, мальчики могут играть с девочками, но мой ребенок это делает скорее по необходимости. То есть он понимает, что если не будет вежлив с девочкой, то это очень нехорошо, поэтому надо потерпеть. Но у него есть двоюродная сестра, и они обожают друг друга, перезваниваются, делают подарки. А первых, настоящих влюбленностей, с душевными переживаниями, мы еще не переживали, не доросли пока.

Как и все дети, Наум обожает гаджеты, и моя задача – показать ему, что в мире есть что-то и поинтереснее. Я долго сопротивлялась, не покупая сыну айфон, и в результате Наум остался последним ребенком в классе, у которого его не было. И он мне сказал: «Мама, ну у всех уже есть, я хуже всех, что ли?» Тут уж деваться было некуда. Та же история была и с айпэдом, и с приставкой, я до последнего не покупала, но когда Наум рассказал, что на переменах все играют и обсуждают, а ему даже нечего сказать, жалко стало ребенка, и я сдалась. Но в душе очень переживаю, что приходится идти на поводу у этой дурацкой моды, и мечтаю, чтобы поскорее во всех школах ввели интересные грамотные обучающие компьютерные программы по всем предметам, и дети утоляли бы свой компьютерный интерес с пользой для интеллектуального развития.

Ну а пока я предлагаю сыну другой досуг: когда есть время, мы путешествуем. Для этого необязательно лететь в другую страну, путешествовать можно и по Москве. Не обязательно даже ходить по музеям, можно просто «шляться», как мы это называем с Наумом. Но в действительности к каждому такому «шлянию» я готовлюсь, пока мы идем, я обязательно рассказываю ему, чем примечательно это место, кто здесь жил, какие события происходили. Особенно здорово, когда хорошая погода, можно купить бублики с маком или мороженое, что делает познавательную прогулку еще более приятной, а ребенок начинает гордиться местом, где он живет. В такие моменты вы убиваете сразу всех зайцев: а) общаетесь с ребенком, б) он дышит свежим воздухом, ибо в выходные центр Москвы почти без машин, в) происходит образовательный процесс, г) патриотическое значение. Такая форма отдыха мне нравится больше других.

Я часто вместе с сыном смотрю его детские фильмы и мультфильмы, но иногда говорю ему: «А теперь, сынок, давай посмотрим мое кино, взрослое». Таким образом, мы смотрели «Свой среди чужих – чужой среди своих» Михалкова, «9 дней одного года» Ромма, фильмы Гайдая, Рязанова и даже Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало» и «Иваново детство». Не могу сказать, что ребенку это далось легко, но мы ведь не в кинотеатре, всегда можем поставить на паузу, чтобы я что-то объяснила. Что интересно, что-то его зацепило, и на следующий день уже сам снова поставил диск с «Зеркалом» и какие-то места еще пересматривал. Но у нас был и негативный опыт, когда два года назад я решила, что накануне 9 Мая сын обязательно должен посмотреть «Молодую гвардию». Через 10 минут Наум встал с дивана и сказал: «Мама, лишай меня чего хочешь, но я это смотреть не буду». Я рассмеялась и, конечно, ничего не лишала, но поняла, что, к сожалению, ребенку такие черно-белые картины даются тяжело. Но вот, допустим, старые советские мультфильмы Наум все равно любит, несмотря на то что они резко отличаются от современных.