Чудо-сад во Франции

Вихрь сосновых иголок, огромная птица, раскинувшая каменные крылья, деревянный мост, ведущий в никуда... Масштабные инсталляции из природного материала вернулись из музеев и художественных галерей в свою естественную среду. Стараниями ландшафтных дизайнеров и местных жителей в окрестностях французского городка Верден возникла уникальная галерея под открытым небом.

Лес Ветров находится всего в двадцати минутах езды от Вердена, небольшого городка, выросшего на месте древнего галльского поселения. Этот край принято считать сугубо промышленным, однако на горизонте не видно ни одной заводской трубы. Только холмы, перелески да километры полей, изрезанных ручьями. Настоящий рай для любителей пеших и конных прогулок.

Шесть лет назад местные жители решили отдать лесной массив площадью пять тысяч гектаров во власть ландшафтного дизайна, и с тех пор специальная комиссия ежегодно определяет кандидатов для участия в этом необычном проекте. Самые ранние «произведения» в Лесу Ветров относятся к 1997 году. Некоторые, самые хрупкие, природа поглотила через несколько сезонов. Но большинство этих творений стали неотъемлемой частью леса.

Чудо лес
Чудо лес
  • «Тысяча и один отблеск мха» Люка Генара.
  • Человеческий силуэт, вырезанный в бревенчатом заборе ирландцем Тони О'Мэлли, - ворота в Лес Ветров. Через них можно пройти пешком или проехать на лошади.
  • «По ошибке» - мост, ведущий в никуда, созданный поляком Мачеем Альбрыковски.
  • Cреди поросших мхом и увитых густым плющом деревьев притаился «Носорог-путешественник» канадца Роже Годро. Он сделан из веток и хвои, «упакованных» в плотную сетку.

Например, «Сильф» ирландца Тони О’Мэлли - человеческий силуэт, вырезанный в заборе из еловых стволов. Эта инсталляция задумывалась дизайнером как символические ворота в бесконечность леса. Сразу же нашлись добровольцы, вызвавшиеся помочь в ее создании: за две недели они выкопали траншею и врыли в нее стволы деревьев.

Поляна, ручей, опушка, равнина или лесная вырубка - дизайнеры сами выбирают места для создания своих произведений. В их распоряжении богатейший материал: хвоя, ветки, стволы, корни, листья, ручьи. Около сотни произведений ландшафтного дизайна — это гимн природе и предупреждение об опасности, ей угрожающей. Вилка длиной четыре метра, вырезанная из цельного ствола и воткнутая в основание поваленного бурей бука, появляется перед вашими глазами как аллегория земли-кормилицы. В чаще прячется носорог — исчезающее животное, «мигрировавшее» в Лес Ветров из жарких стран и нашедшее здесь приют. В глубине пихтового бора стволы деревьев срезаны под углом и отделаны зеркалами — вот уж поистине «луч света в темном царстве»!

  • «Вилка» Роберта Джейкса.
  • «Наш кубометр на небесах». Эту гигантскую поленницу сложили две женщины — Стефани Бютье и Франсуаза Кремель.
  • «Путь наверх» немецкого дизайнера Корнелии Конрадс. Эта «лестница в небо» из парящих в воздухе веток была создана в 2001 г.
  • На вырубке посреди густых пихт датчанин Бо Карберг «построил» стволы по росту. Срез каждого бревна отделан зеркалом, в котором в ясную погоду отражается солнце.

В течение двух недель, отведенных на воплощения замысла, дизайнеры проводят в тесном общением с деревенскими жителями, лесными обитателями (например, к одному немецкому дизайнеру повадился ходить олененок) и, разумеется, самим лесом. Вдали от дорог и населенных пунктов каждый звук и запах приобретают особое значение. Все вдохновляет на творчество: и шум ручья, и шелест ветра, играющего в густых кронах дубов, и солнечный луч, ярко освещающий просеку.

Восприятие обостряется. Все вызывает восхищение: и узловатые изгибы стволов, и скульптурные переплетения корней, и хрупкие стебли травы, и таинственный шорох в лесной чаще. А если дождь застанет вас врасплох, можно спрятаться под раскидистым деревом, среди ветвей которого затаились дрозды и синицы, и подождать, пока ветер разгонит тучи...

Эфемерное искусство Леса Ветров показывает, сколь хрупки отношения человека и природы. На этих узких тропинках невольно ощущаешь себя малой частью огромного живого организма, который миллиметр за миллиметром, листок за листком отвоевывает свои права.

  • «Сущность - существование» корейского дизайнера Шо Енхе. Созданный им каменный «саркофаг» призван сохранить стволы и ветви поваленных деревьев.
  • Творение Люка Генара - зеленый мяч из широких листьев, скрепленных стеблями и ягодами.

Текст: Соня Лаззари.

Читайте далее: как уложить локоны на бок