Парковые безумства прошлого

Барбекю да беседка — вот, пожалуй, и вся малая парковая архитектура наших дней. То ли дело сады прошлого. Их украшали ротонды, эрмитажи, гроты, китайские пагоды и даже бочки Диогена!

Парковые фоли (от французского folies — безумства) охватили сады Европы в XVIII веке, после того как из Англии пришла мода на пейзажный стиль, органичной частью которого были разнообразные павильоны. Каждый землевладелец пытался перещеголять соседа, возводя в своих угодьях бесконечные беседки, павильоны, китайские домики, призванные украшать пейзаж, дарить прогуливающимся отдых, удивлять и развлекать.

Парк чудовищ Бомарцо

Парки и сады
Парки и сады

Ландшафтным дизайнерам было с кого брать пример: все слышали о парке чудовищ Бомарцо, разбитом в XVI веке герцогом Пьером Франческо (Вичино) Орсини.

Среди прочих затей там даже была пещера в виде раскрытой пасти Орка — повелителя царства мертвых. На губах у него выбита чуть измененная цитата из Данте: «Оставь раздумья всяк сюда входящий». Внутри накрывали пышные обеды, после которых особо отличившихся гостей в спящем состоянии относили в падающий дом (можно себе представить, каким было их пробуждение).

Спустя два века нашлись затейники, если не превзошедшие герцога, то составившие ему достойную конкуренцию. Например, эксцентричный и даже несколько скандальный сэр Фрэнсис Дэшвуд в своем поместье Уэст-Уикомб, кроме ротонд, храмов и музыкальных павильонов, вырыл в основании холма пещеру, а на холм водрузил церковь. В ней сэр устроил «Клуб адского огня», где регулярно надирался с приятелями и устраивал вошедшие в историю оргии.

Впрочем, низменные развлечения ничуть не мешали возвышенным. В павильоне, повторявшем по форме бочку Диогена, следовало вести философские беседы, блуждая по лабиринту — искать нелегкий путь к добродетели, а входя в водный грот — прощаться с этим миром ради потустороннего. Словом, то, что сегодня нам представляется конгломератом кустов, клумб, фонтанов, беседок и тенистых аллей, для создателей садовых ансамблей прошлых веков было собранием тщательно продуманных эмблем и символов.

Храмы

Греческий храм (1747–1749) в английском парке Стоу.
Греческий храм (1747–1749) в английском парке Стоу.

Павильоны в виде классических храмов появились в садах еще в XVII столетии. Тогдашние архитекторы буквально переносили в реальность постройки с полотен художников-классицистов Пуссена и Лоррена. Но настоящее открытие античности произошло в следующем столетии, когда Grand tour (Большое путешествие) стало обязательной частью воспитания молодого джентльмена. Англичане подолгу жили в Риме, осматривали руины Греции, а вернувшись домой, воспроизводили в загородных поместьях памятники античности. Библией архитекторов стала изданная в 1762 году книга «Древности Афин», где было изображено несколько мелких храмов, главное достоинство которых заключалось в том, что в отличие от Парфенона они легко вписывались в английский пейзаж. Уже упомянутый сэр Фрэнсис Дэшвуд завел в Уэст-Уикомбе дюжину декоративных храмов: Венеры, Ветров, Аполлона, Дафны и еще один храм Китти-лодж, посвященный хорошенькой крестьянской девушке. Храмы Любви, в которых встречались влюбленные, и Дружбы, где устраивались дружеские попойки, — стали общим местом паркового строительства.

Грот

Грот (1592) Бернардо Буонталенти и сегодня украшает сады Боболи во Флоренции.
Грот (1592) Бернардо Буонталенти и сегодня украшает сады Боболи во Флоренции.

Прохладные гроты (от итальянского grotta — «пещера») в садах советовал устраивать еще архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472). В эпоху маньеризма гроты нередко использовали как купальни или места уединения, где можно было полюбоваться на коллекции минералов (нередко поддельных).

Интерьер грота мог имитировать логово дракона или подводную пещеру, стены которой декорировались раковинами и кораллами. Интерьеры украшались скульптурами мифических существ, живущих, по преданию, в воде, и нередко оборудовались гидравлическими автоматами, заставлявшими эти статуи двигаться. Открытые гроты Италии в странах Европы с более холодным климатом превратились в садовые павильоны. Такой барочный снаружи и похожий на подводную пещеру изнутри грот можно увидеть в московской усадьбе Кусково. На его крыше был установлен фонтан, струи воды стекали по стенам, а дамы и господа внутри чувствовали себя полноправными властителями подводного царства.