Живые стены: фоторепортаж

Вертикальные сады – главный тренд архитектурной моды. Стены банков, магазинов и офисных центров по всему миру обрастают настоящей тропической зеленью. Фотодоказательства – перед вами.

Вертикальные сады
Вертикальные сады

Вертикальное озеленение переживает сегодня самый настоящий бум. И этому есть довольно много объяснений. Во-первых, это красиво. Одетое в зелень здание эффектно выделяется среди своего каменного окружения и привлекает всеобщее внимание, что в равной мере нравится как архитекторам, так и их заказчикам. Во-вторых, экологично. В переполненных городах отчаянно не хватает зелени. В то время как поросший растениями фасад способен заменить небольшой скверик, при этом совершенно не занимая дорогостоящих квадратных метров городской земли. В-третьих, практично. Зеленый покров помогает зданию избежать перегрева летом и защищает его от теплопотерь зимой, служит дополнительным слоем изоляции. Еще один важный аргумент в пользу зеленых стен: оболочка из растений позволяет снизить эффект «городского теплового острова», когда из-за способности построек накапливать и отдавать тепло температура в городе может превышать температуру пригорода на 5–8 градусов, что в условиях глобального потепления — настоящее бедствие. Ну и последняя значительная причина популярности вертикального озеленения — появление новых остроумных решений и технологий, позволяющих не просто увивать стены здания плющом, но и разбивать на них самые настоящие живые сады.

И на камнях растут деревья

Национальный концертный зал Тайпея, архитектор Ян Чочэн.
Национальный концертный зал Тайпея, архитектор Ян Чочэн.

Будучи профессиональным ботаником, француз Патрик Блан изучал тропические растения, взбирающиеся зеленым ковром по скалам, и пришел к разумному выводу: если им почти не надо почвы, то они смогут расти и на фасадах домов. Блан разработал уникальную конструкцию: к стене крепят искусственный материал наподобие войлока; в каждый квадратный метр этой «почвы» имплантируют до 30 растений (вода и удобрения поступают к ним по надежно изолированным от стены трубкам) и — вуаля! — здание покрывается настоящим живым ковром. Огромное разнообразие растений (месье Блан подсчитал, что в одной только Малайзии без какой-либо почвы обходится 2,5 тысячи трав и лиан) позволяет составлять из них живописнейшие композиции. Оригинальное изобретение оказалось весьма востребованным: с Бланом, ставшим по совместительству ландшафтным дизайнером, сотрудничают лучшие архитекторы мира.

По стопам Семирамиды

Информационно-культурный центр ACROS, архитектурное бюро Emilio Ambasz & Associates, Фукуока, 1995.
Информационно-культурный центр ACROS, архитектурное бюро Emilio Ambasz & Associates, Фукуока, 1995.

Когда перед властями Фукуоки, крупнейшего города-порта в Японии, возникла задача построить новый информационно-культурный центр, последним незанятым участком в центре города оказался небольшой сквер площадью примерно в два квартала. Избежать бури протеста против застройки драгоценных «зеленых легких» могло помочь лишь чудо. Именно за ним заказчики обратились к американцу Эмилио Амбашу, известному своим экологичным подходом и умением интегрировать архитектуру в природу. То, что построил Амбаш, больше всего напоминает описание знаменитых Висячих садов: он сохранил парк на одной половине участка, а на второй возвел 15-этажное здание, по террасам которого, как по гигантским ступеням, поднимается зелень. На южном фасаде высажено 76 видов растений общей численностью 35 тысяч экземпляров. С некоторых ракурсов архитектура полностью «растворяется» в пышных зарослях. Неудивительно, что теперь это здание — одна из главных достопримечательно-стей Фукуоки и излюбленное место для романтических свиданий.

Поросло травой

Бутик Анн Демельмейстер, архитектурное бюро Mass Studies, Сеул, 2007.
Бутик Анн Демельмейстер, архитектурное бюро Mass Studies, Сеул, 2007.

Реклама — двигатель торговли! Отличной рекламой магазину может служить его свежий и сочный фасад, буквально «пышущий здоровьем» на фоне серой и унылой бетонной застройки. Примером того, насколько коммерчески удачным решением для магазина может оказаться «живая» стена, служит бутик бельгийского модельера Анн Демельмейстер в Сеуле, спроектированный южнокорейским бюро Mass Studies. Мягкая и пластичная по очертаниям постройка из монолитного бетона снаружи и изнутри «укутана» специальным геотекстильным волокном, в которое высажена пахизандра верхушечная (многолетний вечнозеленый кустарник). Наверху здания расположен панорамный ресторан, соединенный с бутиком живописной лестницей, выглядящей так, словно она вырезана в толще зеленого холма. Архитекторы объясняют, что стремились создать некий новый организм, в котором гармонично сочеталось бы искусственное и естественное. И у них получилось: посмотреть на «зеленый остров» стекаются даже те, кто раньше и не подозревал о существовании марки Ann Demeulemeester.

За решеткой

Офисное здание Ex Ducati, архитектурное бюро Mario Cucinella Architects, Римини, 2005.
Офисное здание Ex Ducati, архитектурное бюро Mario Cucinella Architects, Римини, 2005.

Обилие новых технологий создания вертикальных садов вовсе не отменило старого доброго способа озеленения фасадов — просто посадить у подножия быстрорастущую вьющуюся лиану, к примеру виноград или плющ.

Тем более что к «дедовскому» способу можно подойти творчески и переосмыслить его на современный лад. Проектируя многофункциональный офисный центр Ex Ducati в Римини, архитекторы компании Mario Cucinella Architects окружили здание обходными галереями-балконами, вокруг которых поставили легкие стальные решетки.

Очень скоро их увили лианы, посаженные у подножия здания и в контейнерах на галереях.

Растительность обволакивает здание легкой, зеленой, совершенно прозрачной паутинкой.

Она не утяжеляет фасад и создает изнутри и снаружи особое ощущение свежести и загородного уюта, мягко выделяя дом, возведенный среди строгих офисных зданий.

Шумел бамбук, деревья гнулись

Гостиница Holiday Houses, архитекторы Эдуард Франсуа и Дункан Леви, Жюпий, 1996.
Гостиница Holiday Houses, архитекторы Эдуард Франсуа и Дункан Леви, Жюпий, 1996.

В последнее время архитекторы все чаще вплетают в свои постройки элементы живой природы, но никто не делает это так смело, безумно и элегантно, как парижанин Эдуард Франсуа. Чего он только не пробовал: к примеру, дом в Монпелье он «облицевал» габионами, в которые засыпал семена трав, благодаря чему здание стало самым неожиданным образом прорастать; в парижском девятиэтажном доме Tower Flower он заменил балконные поручни кадками с бамбуком, превратив заурядную бетонную новостройку в зеленеющую и шелестящую башню. Эдуарду Франсуа нравится создавать здания, «как хамелеоны, внимательно реагирующие на окружение», а себя в шутку называть «мастером камуфляжа». Впрочем, шутки шутками, а построенная им в долине Луары гостиница Holiday Houses действительно замаскирована лучше некуда: десять ее коттеджей по всему периметру окружены деревьями-шпалерами. Они прижаты к фасадам почти невидимой сеткой. Должно быть, отдыхающим выдают подробную схему проезда, потому что проскочить комплекс, не заметив, — проще простого.

Горшки в сторону

Конференц-зал штаб-квартиры HypoVereinsbank, компания Indoor-landscaping Gmbh, Мюнхен, 2005.
Конференц-зал штаб-квартиры HypoVereinsbank, компания Indoor-landscaping Gmbh, Мюнхен, 2005.

Еще в школе нам объясняют, как благотворно влияют растения на микроклимат внутри помещений: они дают кислород, нейтрализуют токсины, увлажняют воздух, кроме того, вид зелени снимает напряжение с уставших глаз.

Набор унылых фикусов со школьных подоконников сопровождает нас по жизни, почти в неизменном виде встречаясь в каждом приличном офисе. И все бы хорошо, но набившая оскомину «горшечная» растительность скорее вызывает тоску, чем снимает стресс. Совсем другое впечатление производит живая зеленая стена GruneWand.

Эта уникальная разработка немецкой компании Indoorlandscaping Gmbh представляет собой конструкцию из специального текстиля (в который имплантируются растения) и встроенной системы капельного орошения.

В зависимости от пожеланий заказчика степень «буй-ства» посадок варьируется от «короткошерстного» вертикального газона до живописных пышных зарослей.

На вырост

Вентиляционная труба, архитекторы Эдуард Франсуа и Патрик Блан, Париж, 2004.
Вентиляционная труба, архитекторы Эдуард Франсуа и Патрик Блан, Париж, 2004.

Вентиляционная труба не может быть красивой по определению. Если она не слишком уродует окружающий ландшафт — и на том спасибо. С этой очевидной несправедливостью решили бороться одновременно два лучших «зеленых» архитектора — Эдуард Франсуа и Патрик Блан. Оформление, которое они придумали для вентиляционной башни в Дефансе, до гениальности просто. Труба обернута 20 ярусами металлических полос, в которые засыпан питательный субстрат и воткнуты опоры для цветущих лиан. Палки щетинятся во все стороны, как колючки у ежа. Впрочем, голой труба была недолго. Растущие прямо на глазах вьюны полностью закамуфлировали конструкцию. Можно предположить, что теперь владельцы соседних офисов особенно подчеркивают такое достоинство, как «вид из окон на вентиляционную трубу».

«Зеленая аптечка»

Офисное здание Z58, архитектурное бюро Kengo Kuma & Аssociates, Шанхай, 2006.
Офисное здание Z58, архитектурное бюро Kengo Kuma & Аssociates, Шанхай, 2006.

Японец Кенго Кума создает удивительную архитектуру, самым неожиданным образом вплетая в нее элементы живой природы. Если вокруг живописные ландшафты, он делает дома полупрозрачными, впуская внутрь солнце, ветер и зелень холмов. А если здание окружают шумные и переполненные улицы Шанхая... В этом случае Кенго Кума вновь обращается за помощью к природе.

Стеклянный фасад штаб-квартиры китайской компании Zhongtai Lighting Group архитектор опоясал многоярусными контейнерами с зеленью.

Отполированные до зеркального блеска стальные контейнеры отражают и преумножают количество растений. Зелень не просто украшает постройку, но также играет роль живых жалюзи.

Она делает стеклянный фасад непрозрачным снаружи, а изнутри дарит его обитателям неожиданное для Шанхая ощущение тишины и покоя.