Трудности перевода

Родился в 1956 г. в префектуре Яманаси (Япония). Изучал промышленный дизайн в университете искусств Tama. Карьеру начал с дизайна часов в компании Seiko-Epson. В 1989 г. переехал в США. Семь лет стажировался в ID Two (IDEO) — «набивал руку на мобильных телефонах, камерах и КПК». По возвращении на родину открыл представительство IDEO в Токио, а в 2003 г. основал собственное бюро и придумал брэнд ±0 (Plus Minus Zero). Активно сотрудничает с марками Artemide, B&B Italia, Vitra, Magis, Driade, Boffi, KDDI/au... Был признан лучшим дизайнером 2006 года по версии ELLE Decoration Design Awards. Кумиры — художник Сико Мунаката и дизайнер Акилле Кастильони.

Японские дизайнеры
Японские дизайнеры

ELLE ДЕКОР: Вы самый титулованный японский дизайнер. На Вашем счету более 60 наград, Ваши объекты выставлены в нью-йоркском музее MoMA...

НАОТО ФУКАСАВА: Все это, конечно, очень приятно, но трофеи не являются для меня целью.

А какую цель Вы преследуете?

Сейчас объясню. Люди сбились с ног в поисках чего-то экстраординарного — говорящих пылесосов, ходячих столов, а обыкновенные, на совесть сделанные вещи ценить перестали. Что сегодня самое страшное для дизайнера? Услышать про свое творение: «Ничего особенного!» Так вот, я не хочу участвовать в этом всеобщем помешательстве. Я стараюсь оставаться нормальным и делать предельно простые, удобные, «нормальные» вещи.

Что Вы вкладываете в понятие «нормальные»?

Два года назад на Миланском салоне была показана моя коллекция алюминиевых табуретов для Magis. Проходя мимо стенда, я вдруг заметил, что три табурета стоят в углу, в зоне отдыха для посетителей. Люди даже не поняли, что это часть экспозиции — присели на них, чтобы отдохнуть и перекусить. Я был шокирован, но меня успокоил Джаспер Моррисон. Он сказал: «Радуйся, что люди воспринимают твой табурет не как выставочный экспонат, а как предмет мебели, он и предназначен для того, чтобы на нем сидеть. В этом нет ничего из ряда вон выходящего. Наоборот — это супернормально!»

Так вот как родилась Ваша совместная выставка «Super Normal»?

Да. Мы выставили в Лондоне сотню абсолютно нормальных объектов — бутылки, стулья, столы, те же табуреты...

Вещи, выходящие под брэндом ±0, тоже супернормальны?

Название брэнда — ключ к пониманию его идеологии. Все очень просто: современный человек безумно утомлен модой. Ведь среди всех этих хитов, которые нам так активно навязывает реклама, половина мусора. Мы решили вернуть все на уровень ±0 — стали делать простые вещи, честно выполняющие свою работу.

Я читала, что Вы не пользуетесь Интернетом. Почему?

Не то чтобы совсем... Правильнее будет сказать — включаю компьютер только в исключительных случаях. Там горы бесполезной, засоряющей голову информации. Так вот, коллекции от ±0 — это решительное «нет» мультифункциональным устройствам, которые варят, парят, да еще и пол метут. Мы выявляем главную функцию и отсекаем все второстепенные. К примеру, калькулятор ±0 складывает, вычитает, умножает и делит, как и положено этому прибору, и при этом начисто лишен сервисов вроде возможности создания адресной книги.

Чего в Ваших проектах больше — интуиции или расчета?

Интуиции. Я основываюсь на инстинкте и наблюдениях. Например, дизайн мобильного телефона мне подсказал камешек овальной формы, который я нашел на пляже. Я заметил, что, когда человек держит в руках трубку, он всегда вертит ее, как бы играет ею. А лучшей формы для игры, чем гладкие камешки, не найти.

Что Вы думаете о России?

Я никогда не был в России. Все, что могу сказать, — по-моему, вы, русские, чересчур самокритичны. Например, почему вы так ругаете свои автомобили? В плане дизайна ваша «копейка» — произведение искусства.