Проверено временем

Все-таки у человека есть генетическая память, а иначе почему некоторые предметы интерьера вызывают в нас странную реакцию. Ощущение дежа-вю, легкое щекотание в носу, словно вот-вот вспомнишь что-то очень приятное. Эти архаичные формы дарят чувство защищенности. Будто все прапрабабушки и прапрадедушки шепчут нам на ухо: «Помни: стол должен быть только круглым, камин — это сердце дома, а без лампы с абажуром смешно даже заикаться об уюте...» Кто как, а мы в редакции привыкли слушаться старших!

Лампы с абажуром

ВЧЕРА

Какие архитектурные стили
Какие архитектурные стили

Лампы с абажуром украшали еще дома наших прабабушек. Но и сейчас мы с удовольствием спешим на приглушенный «огонек», который давно стал символом семейного гнезда. Под покачивающимся абажуром рождаются семейные легенды, благодаря которым острее ощущается связь времен и поколений. Этот символ появился в наших домах не так давно, в 1880-х годах, вслед за изобретением первых лампочек, свет от которых был слишком резким. Эпоха модерна привила абажурам любовь к орнаментам, и с той поры светильники превратились в светских модников, наряжающихся не только в сталь и стекло, но и в роскошные ткани. Способность абажура собирать вокруг себя людей давно подмечена декораторами, активно использующими этот прием не только для столовых, но и для гостиных (на фото внизу фрагмент современного интерьера, в котором воцарилась атмосфера 1940-х годов, воскрешенная с помощью антикварных светильников). Абажуры способны разыгрывать и основную интригу помещения.

СЕГОДНЯ

Колонны

ВЧЕРА

Гостиная в подмосковной усадьбе И.В. Морозова «Иславское». Архитекторы В.М. Маят, В.Д. Адамович. 1910-е годы.
Гостиная в подмосковной усадьбе И.В. Морозова «Иславское». Архитекторы В.М. Маят, В.Д. Адамович. 1910-е годы.

Колонны, эксплуатируемые на протяжении последних столетий в основном в качестве элемента декора, в античную эпоху несли (в прямом смысле) величие ордерной архитектуры. Классическая колонна, когда-то олицетворяющая триумф, не терпит легкомысленного к себе отношения. Колонна — это яркий архитектурный жест. Кстати, лучше всего колонны чувствуют себя в паре (пар может быть несколько). С их помощью можно отмечать пространственные паузы, смену одной зоны другой, изменять пропорции помещения, его ритм. Сегодня колонны делают из мрамора, гранита, травертина, известняка, дерева, из прессованного или литого бетона, полиуретана, искусственного камня и композитных материалов. Современные технологии позволяют воссоздать что угодно — хоть малахитовые колонны Зимнего дворца. Правда, малахит будет искусственным. Из трех ордеров — дорического, ионического и коринфского — в интерьере чаще всего используется коринфский.

СЕГОДНЯ

Камин

ВЧЕРА

Архитектор Ф.О. Шехтель в кабинете собственного дома в Ермолаевском переулке (ныне - Посольство Уругвая). 1890-е годы.
Архитектор Ф.О. Шехтель в кабинете собственного дома в Ермолаевском переулке (ныне - Посольство Уругвая). 1890-е годы.

Есть мнение, что именно покорение огня стало рубиконом, отделившим человека от остальных представителей животного мира. Костер, обогревавший наших первобытных предков, со временем превратился в открытый очаг, располагавшийся в центре помещения. В эпоху Средневевья он переехал к стене, а затем сросся с ней и обзавелся порталом, топкой и дымоходом. В те времена камины достигали невероятных размеров — в них можно было зажарить быка! А вот с функцией обогрева они справлялись неважно — до 90% тепла вылетало в трубу вместе с дымом. (Не случайно в холодной Северной Европе распространение получили печи с закрытой топкой, у которых КПД гораздо выше). Этот недостаток не помешал каминам пережить века. Мистическая привязанность человека к живому огню оказалась важнее всякой функциональности. Каждая эпоха предложила свой вариант обрамления для священного пламени. Например, Ренессанс подарил камину полку, а барокко — зеркало, которое помещали над этой полкой. Современные архитекторы используют достижения предшественников и предлагают свои варианты оформления очага. По силе притяжения камин может поспорить даже с телевизором: сериалы и ток-шоу приходят и уходят, а на огонь можно смотреть бесконечно.

СЕГОДНЯ

Деревянные панели

ВЧЕРА

Холл в особняке А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке. Архитектор Ф.О. Шехтель.
Начало XX века.
Холл в особняке А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке. Архитектор Ф.О. Шехтель. Начало XX века.

В момент своего появления в интерьерах XIII века они исполняли роль хранителей тепла: в помещениях с каменными стенами невозможно было согреться. Холод камня решили нивелировать самым доступным подручным материалом — деревом, которое к тому же идеально подходило для художественных экспериментов. С той поры «лицо» декоративных панелей стало весьма выразительным: оно украшается колоннами, пилястрами, резными филенками и росписями. За пользу и красоту деревянные панели любимы в классических интерьерах, где ряды филенок выстраивают архитектонику стен (на фото справа они ритмически обыгрывают плоскости стен белой спальни, декорированной бюро Artistic Design). Современные же пространства предпочитают гладкие деревянные поверхности, дающие возможность насладиться красотой материала.

СЕГОДНЯ

Кровать с балдахином

ВЧЕРА

Спальня в доме
Н.А. Терентьева в Петровском переулке. Архитектор
Н.А. Иванов-Шиц. 1900-е годы.
Спальня в доме Н.А. Терентьева в Петровском переулке. Архитектор Н.А. Иванов-Шиц. 1900-е годы.

Балдахин не случайно ассоциируется с восточной негой и роскошью. Его придумали в Азии — чтобы уберечься от назойливых мошек. В Европу он попал в XII веке. Тоже с целью защиты — от холода и сквозняков, гулявших по залам средневековых замков. Сначала ткань подвешивали к потолочным балкам, а потом стали использовать для этого перекладины, опиравшиеся на вертикальные стойки (продолжение ножек кровати). В XVII веке возник обычай принимать гостей, лежа в постели. Богатая драпировка подчеркивала статус хозяина и выполняла роль театрального занавеса, придавая аудиенции пафос. Балдахин был обязательным атрибутом кровати вплоть до XIX столетия, а его отсутствие воспринималось как признак оригинальности. Сегодня — все наоборот: балдахин вешают над кроватью для того, чтобы придать спальне индивидуальность. При этом он не утратил и своей первоначальной функции — драпировка дарит нам чувство защищенности.

СЕГОДНЯ

Круглый стол

ВЧЕРА

Старинная французская открытка «Женщины за столом» . 1895 год.
Старинная французская открытка «Женщины за столом» . 1895 год.

Переговоры не зря проходят за круглым столом. Со времен рыцарских посиделок короля Артура такой стол — воплощенный символ равенства и братства. Ведь среди сидящих за ним крайних нет. Несмотря на то, что еще римляне заводили в своих домах круглые столы-треноги, Европа познакомилась с такой удобной формой только в XII веке. С тех пор круглый стол занял свое почетное место в европейских интерьерах. В отличие от своих «угловатых» собратьев круговое застолье может вместить больше собравшихся, и дотянуться до яств здесь намного проще. В XIX веке без круглого стола не обходилась ни одна гостиная. Даже маленькие комнаты не хотели расставаться с воплощенным благородством — тогда англичане, опустив боковые части столешницы, придумали раскладной стол «бабочку». Но лидером хит-парада мы все-таки выбираем классику XX века — белый стол от Knoll (на фото справа).

СЕГОДНЯ

Шахматный пол

ВЧЕРА

Один из залов Версальского дворца Ambassadors' Salon, на стенах роспись трамплей (обманка), изображающая доспехи и оружие. Пол из черно-белого мрамора (XVIII век).
Один из залов Версальского дворца Ambassadors' Salon, на стенах роспись трамплей (обманка), изображающая доспехи и оружие. Пол из черно-белого мрамора (XVIII век).

Один из самых древних мотивов. Черно-белые плиты напоминают круговерть самой жизни: темное/ светлое, радость/печаль. Этот лаконичный мотив в разное время был популярен у разных народов, его можно увидеть и во дворцах (см. Версаль на фото внизу), и в скромных бюргерских жилищах (полотна малых голландцев и Вермеера). В зависимости от того, располагаются плиты ровно или под углом в сорок пять градусов, возникает ощущение статичности или, наоборот, динамики. В любом случае клетка подчеркивает перспективу и придает пространству торжественность и глубину, поэтому идеально подходит для больших площадей и коридоров. В качестве материала обычно используется мраморная или керамическая плитка, либо просто крашеное дерево. Как ни парадоксально, это контрастное сочетание достаточно нейтрально и может служить идеальным фоном для самых разных стилевых решений. В современном антураже эта комбинация теряет свою тяжеловесность и обретает неизвестную доселе иронию. Ведь на то она и классика, чтобы иметь все новые и новые прочтения!

СЕГОДНЯ