Музей личных коллекций

Как вписать в интерьер любимые арт-объекты. Перед вами 8 правил мирного сосуществования с искусством.

Предметы искусства
Предметы искусства

1. МОДЕЛИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ С ПОМОЩЬЮ СВЕТА! Благодаря направленной театральной подсветке жемчужины вашей коллекции не останутся незамеченными. Если слишком яркие лучи им вредны, можно выбрать обходной путь по примеру издателя журнала «Афиша» Эндрю Полсона. В холле его квартиры софиты направлены не на гобелен XVI века, а на люстру, висящую рядом. Свет падает на драгоценное полотно, отражаясь от ее хрустальных подвесок, а затененные углы комнаты лишь подчеркивают драматичность мизансцены.

Предметы искусства в интерьере
Предметы искусства в интерьере

2. НАЧНИТЕ С КОНЦА! Место для произведений искусства обычно выбирают, когда ремонт в квартире уже завершен. Но если пойти от противного, результат будет гораздо интереснее. Так поступили парижские декораторы Полин Мансе и Франсуа-Ксавье Буржуа. Кадры из фильма Анники Ларсон подсказали им цветовую гамму всего интерьера. На каждом из трех кадров фигурировал шарик цвета фуксии. Шарики и натолкнули дизайнеров на мысль выкрасить в этот цвет одну из стен. Причем глянцевой краской, которая хорошо отражает свет и бросает малиновые рефлексы на все предметы вокруг.

3. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ТРАДИЦИЯМИ! Если шпалерная развеска активно использовалась в XIX веке, это не значит, что к XXI столетию система устарела. Наоборот, сегодня она очень популярна благодаря тому, что выглядит ненатужно. Но имейте в виду: развесить картины так, чтобы они хорошо смотрелись вместе, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если сомневаетесь в своих силах, следуйте примеру хозяйки этой квартиры на Манхэттене — проконсультируйтесь с дизайнером или галеристом.

4. НЕ БОЙТЕСЬ АКТИВНОГО ФОНА! Еще недавно идеальным фоном для предметов искусства считались нейтральные белые стены. От них требовалось только одно — не мешать. Никто не отрицает классической ясности этой позиции, но времена меняются. Сегодня фон может не только аккомпанировать произведению, но и вступать с ним в активный диалог, как это произошло в квартире историка моды Тиффани Дьюбин. На первый взгляд стена с широкими фиолетовыми полосами — не самое лучшее дополнение к живописи. Но Тиффани рассудила иначе. На самом деле и предметы мебели, и аксессуары — все в этой комнате находится в тесном контакте с картиной. Если же этот контакт станет излишне назойливым, его всегда можно прервать, закатав стены белой краской!

5. ПОКАЖИТЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ! Любое собрание может стать украшением интерьера: будь то коллекция пуговиц, старинных утюгов или наперстков. Важно ее правильно обыграть. Упорядоченное размещение предметов со сходными качествами усиливает их художественное воздействие. Белоснежный гипс, из которого отлиты копии неоклассических карнизов, вазонов, картушей и гирлянд, стал главным героем интерьера одной из комнат в поместье декоратора Жака Гарсиа. Даже обивка дивана и антикварных английских стульев красного дерева поддерживает эту тему. Люстра сделана по дизайну самого Гарсиа, и тоже из гипса!

6. ИРОНИЗИРУЙТЕ! Необязательно испытывать перед произведением искусства священный трепет. Над ним можно и подшутить. Посмотрите, какую царскую трапезу приготовили декораторы Ролан де Бевийон и Морис Савинель для «Короля зайцев» кисти Мирей Мардеро. Тем более, что висит он не где-нибудь, а в столовой!

7. ИГРАЙТЕ С МАСШТАБАМИ! Забудьте слова «эта картина/скульптура/гравюра слишком велика/мала для моей комнаты». Ничто так сильно не поражает человека, как смещение привычной системы координат. Просто этим нужно уметь манипулировать. Какой-нибудь исполинский деревянный конь вовсе не обязательно «задавит» маленькую спальню. Он может ее полностью преобразить. Дизайнер Стивен Райан не побоялся водрузить в гостиной своего лондонского дома гигантский постамент с гигантским бюстом. С первого взгляда понимаешь, что перед тобой — большое искусство! Во всех смыслах этого слова.

8. НЕ БОЙТЕСЬ ПОВТОРЯТЬСЯ! Если в вашей коллекции много работ одного и того же формата — например, гравюр или фотографий — их можно использовать в новом качестве как некий декоративный материал. В гардеробной французского дизайнера Юбера ле Галля ритм задают винтажные фотографии с видами Марокко из альбома, купленного им на аукционе в «отеле Друо». Хозяин просто вставил их в паспарту и прикрепил к стеклянным дверцам встроенных шкафов с внутренней стороны.