Утка по-пекински

Экзотические пейзажи, редкие птицы, порхающие над невиданными цветами... Чтобы превратить свои дома в райские кущи европейцам пришлось изобрести стиль шинуазри и освоить древнее китайское искусство изготовления обоев.

Что может быть притягательнее тайны — только возможность приподнять над ней хоть какую-то завесу. Именно такой тайной оставалась в XVIII веке для жителей Европы далекая Китайская империя. Баснословно богатая, окутанная дымкой столетий, закрытая для чужаков — она превращалась в умах европейцев в образ идеальной страны.

Made in Cnina

Одной из первых поддалась экзотическому очарованию Китая английская королева Елизавета I и разрешила пиратам грабить испанские и португальские корабли, возвращающиеся домой с заморскими сокровищами. С ее легкой руки Англию, а вслед за ней и всю Европу охватило настоящее помешательство, которое получило французское название «шинуазри», или китайщина. Невиданные доселе фарфор, лаковые изделия, шелк, мебель, ширмы и обои с характерными мотивами стали последним писком моды. Ни один дворец, ни один знатный дом не обходились тогда без хотя бы одной «китайской» комнаты. В богатых имениях строились китайские павильоны, увенчанные «пагодными» крышами. И даже сады разбивались на китайский манер с вывезенными из Поднебесной экзотическими растениями.

Китайский стиль в интерьере
Китайский стиль в интерьере
Обои в китайском стиле
Обои в китайском стиле
  • Фото 1. Обои Askew из коллекции Chinoiserie, ручная роспись по шелку, de Gournay.
  • Фото 2. Обои Chelsea из коллекции Chinoiserie, ручная роспись по шелку, de Gournay.
  • Фото 3. Фрагмент ткани жуи, 1760—1764 гг. Новая технология прославила мануфактуру в Жуи.
  • Фото 4. Фрагмент декоративной росписи китайского салона, дворец Стромсхольм, Швеция, вторая половина XVIII века.
  • Фото 5. Бумажные обои, расписанные вручную в духе английского «шинуазри», 1770 год.

Желанный трофей

Одно из самых почетных мест в ряду «истинно китайских ценностей» занимали расписанные вручную обои. Подлинники стоили огромных денег, их ждали, за ними «гонялись». Англичане ошибочно называли эти обои индийскими, потому что ввозились они Ост-Индской компанией, получившей в 1600 году от королевы право монопольной торговли с Поднебесной. Графиня Килдейр писала в 1775 году мужу в Лондон: «Дорогой, не забудь про индийские обои и, если увидишь те, что тебе понравятся, — покупай! Я не стала бы отводить под это более трех комнат, хотя ты знаешь, что мы должны сделать четыре». Бедная графиня! Чувствуется, что будь ее воля, она бы оклеила «китайской красотой» весь дом, но из-за боязни показаться мужу слишком расточительной не решалась сказать об этом напрямую.

    Китайскому нашествию сдались без боя европейские монархи. Чтобы убедиться в этом, можно посетить Доттинхольм (Швеция), Королевский Брайтонский павильон (Англия), Сан-Суси (Потсдам, Германия), Шарлоттенбург (Берлин), Ораиенбаум (Санкт-Петербург).

Как у нас в садочке

На заморских обоях изображались птицы, деревья с причудливо изогнутыми ветками и незнакомые европейцам цветы. Сэр Джозеф Бэнкс, советник Королевского ботанического сада Кью-Гарден, записал в своем журнале в 1771 году: «Некоторые обычные для Китая растения, например бамбук, изображены на обоях правдоподобнее, чем в работах лучших ботаников, из тех, что мне приходилось видеть». Другие представители китайской флоры, часто появлявшиеся на обоях и во многом благодаря этому завоевавшие любовь европейских садоводов, — древовидные пионы, камелии и гортензии. Среди всего этого цветущего великолепия порхали попугаи, слетались на водопой журавли, важно расхаживали фазаны и павлины. В 1806 году возлюбленная английского принца леди Гертфорд решила, что на китайских обоях, выбранных для ее гостиной в Тэмпл-Ньюсэм, недостаточно птиц, и обратилась за помощью к первому тому популярного в то время атласа Дж. Одубона «Птицы Америки», откуда собственноручно вырезала 25 самых красивых пернатых. Наклеила она их очень удачно — обман обнаружился только в 1968 году. Так китайские птицы получили соседей, с которыми в реальной жизни никогда не встречались. Но кого, кроме зоологов, могла интересовать фактическая достоверность? Главное было создать на стенах прекрасный экзотический сад, подобный библейскому Эдему.

Ненаучная фантастика

Что оставалось делать европейским мастерам? Взять курс на Китай и начать копировать восточные образцы. В самом невыгодном положении оказалась Франция, которая, как назло, не имела прямых торговых контактов с Китаем. То, что в результате получалось, было прекрасно, но ничего общего с настоящим Китаем не имело. На полотнах появлялись пасторальные сценки, где вместо галантных пастушков и пастушек в изящных куртуазных позах застывали китаянки с плоскими зонтиками и китайцы в треугольных шляпах. Наложницы и мандарины сильно смахивали на переодетых для бала-маскарада придворных. Иногда роль китайцев играли ряженые обезьянки —- такой был неполиткорректный юмор в эпоху рококо. Но соотечественники были довольны — отпала необходимость ждать возвращения далеких экспедиций. А какой он, Китай, на самом деле — кто его знает!

  • Фото 1. Зеленый салон в китайском павильоне «Кина» при дворе шведского короля, Дроттнингхольм, XVIII век.
  • Фото 2. Обои Cranes из коллекции Chinoiserie, ручная роспись по шелку, de Gournаy.
  • Фото 3. Обои ручной работы из коллекции Exotic Chinoiserie, Iksel.
  • Фото 4. Кадр из фильма «Госфорд Парк» (2001). Стены в спальне героини Мэгги Смит оклеены обоями de Gournay. Они помогают воссоздать атмосферу роскошного английского поместья 1930-х годов.
  • Фото 5. Обои Oriental Landscape из коллекции Chinoiserie, ручная роспись по шелку, de Gournаy.
  • Фото 6. Обои Askew из коллекции Chinoiserie, ручная роспись по состаренной бумаге India Tea Paper, de Gournаy.
  • Фото 7. Декоративные панели, ручная печать гуашью по акварельной бумаге, из коллекции Treillage Chinoiserie, Iksel.
    Многие сюжеты коллекции Chinoiserie изначально разрабатывались дизайнерами De Gourney для реставрации исторических интерьеров. Чтобы придать обоям аутентичный вид, комания De Gourney использует шелк и специальную основу India Tra Paper. Каждое ее полотно склеивается вручную из множества квадратиков состаренной, словно выцветшей бумаги. Среди клиентов компании в разное время были: семья Оппенгеймер, Джоан К. Роулинг, Лив Тайлер, Кейт Мосс, Джуд Лоу, правитель Катара и принц Саудовской Аравии.

Секрет фирмы

Обои в Поднебесной расписывали вручную по шелку или бумаге с помощью кисточек и красок. Существовал и более дешевый, но не менее эффектный вариант — бумажные обои, на которые рисунок наносился способом ручной печати. Отдельные полотнища или листы (в комплекте их было 25—40) совмещали встык, создавая в комнате панораму роскошного сада. Сюжетные панели заключались в рамы — и при желании их легко можно было менять. В ход шли также атлас и вышитые ткани из Индии. Во второй половине XVIII века стены китайских комнат оделись в набивной хлопок и лен. Случилось это после того как пришедшую с Востока технологию печати с деревянных досок усовершенствовали предприимчивые французы. Они стали делать оттиски с медных гравированных форм — такая ткань получила название Toile de Jouy (полотно из Жуи) и была узнаваема за свой одноцветный рисунок — разумеется, в китайском стиле. Однако и набивные ткани были товаром дефицитным и далеко не дешевым. Ситуацию могло спасти только массовое производство печатных обоев, набравшее обороты в первой половине XIX века. Могло — если бы китайскому мифу не суждено было разбиться.

Сказке – конец

В 30-х годах XIX века Ост-Индской монополии пришел конец, занавес поднялся — и романтический флер над Китаем рассеялся. Стало ясно, что далекая восточная империя — это такая же страна, как и другие, а не волшебный край, каким она виделась на расстоянии. Однако до сих пор китайская экзотика не покидает дома романтично настроенных европейцев. Мотивы, как правило, заимствуют у самых знаменитых исторических образцов, которыми и сейчас можно любоваться во дворцах и музеях. Иногда фрагменты прекрасных обойных декоров находят в архивах или выкупают на аукционах, а затем создают на их основе современные версии былых шедевров в традиционных китайских техниках росписи и ручной печати. Так, английская марка de Gournay славится своей исторической коллекцией, в которой представлены копии обоев из родового замка Вальтера Скотта, резиденции английской королевской семьи в Хэмптон Корт и особняка Марбл Хилл, принадлежавшего возлюбленной Георга II Генриетте Говард. Все обои расписываются вручную точно так же, как и три столетия назад.