Зеленый театр

Ко входу машина подъезжает по объездной дороге: сначала по основному парку, затем делает петлю и огибает амфитеатр. Такой крюк авторы запроектировали нарочно — чтобы усилить впечатление от размеров угодий.

Но по-настоящему рассмотреть и оценить красоту этого сада может только тот, кто не ленится бродить по нему часами. Сосновый лес здесь сменяется многоплановым пейзажным садом: первый ярус составляют низкие пурпурные клены, второй — ивы и плакучие ясени, в «подбивку» к ним на склонах высажены рододендроны, горные сосны и целые поляны нарциссов. На этом пейзажный сад заканчивается, и буквально через дорогу перед вашими глазами разворачивается совершенно иное действо — нарочито искусственный, очень графичный зеленый амфитеатр с сердцевиной в виде настоящего лабиринта из липовых шпалер высотой два с половиной метра. Подобная смена впечатлений действует словно контрастный душ. Два часа прогулок — а усталости как не бывало!

Самое интересное, что практически ни с одной точки сада не видно дома. Будто его и нет вовсе. Это сделано умышленно. Дело в том, что он стоит в низине и просматривается со всех сторон как на ладони. Чтобы исправить ситуацию, ландшафтные архитекторы возвели вокруг него «визуальные барьеры» из живых изгородей. Их высота «возрастает» по мере приближения к лесу и, наоборот, «ниспадает» по направлению к дому, надежно защищая его от глаз посторонних. Из «живого материала» здесь сделан даже забор. Низенькую ограду (высотой всего 30 см) дублирует двухметровая изгородь из колючего боярышника. Он достаточно старый — каждому кусту по тридцать лет, много раз стриженый и очень плотный. Через него никто не продерется!

  • Фото 1. Плоские кроны белых ив (форма «куст на пне») похожи на открытые веера.
  • Фото 2. Дорогу окаймляют изгороди из бирючины обыкновенной.
  • Фото 3. Подпорные стенки облицованы песчаником. «Столешница» из клинкерного кирпича переходит в дорожки и ступени из того же материала.
  • Фото 4. В «сердцевине» террасного сада разбит лабиринт из липовых шпалер высотой 2,5 м.

«Если бы не готовые взрослые растения из наших питомников, такой сад растили бы два поколения его владельцев. А может и больше, — не без гордости говорит Александр. — Сейчас есть возможность за пару лет сотворить в Подмосковье копию любого сада, даже Версаля (конечно, с некоторой поправкой на местный климат). Важно ведь не только сделать красивый проект, но и подумать о том, чтобы выбранные растения зимой не пришлось укутывать и строить вокруг них деревянные будки. Здесь, например, мы собрали лишь те культуры, что традиционно растут в наших условиях: липы, боярышники, клены, ивы... Они не требуют сложного ухода. И это важно. У современного человека и так проблем хватает, от сада он должен получать только удовольствие. Причем в любое время года. Что касается почвы, в этом вопросе деревья из питомников (в отличие от лесных собратьев) довольно неприхотливы. Но обычно мы все-таки меняем землю, потому что в Подмосковье она повсеместно отравлена примесями строительного мусора. Участки в идеальном состоянии сегодня редкость. Плодородный грунт берется в основном из липецкой и воронежской областей, затем под каждый вид растений готовится смесь со специальными добавками».