Мало не покажется

Хозяин этой квартиры и руководитель бюро Il Centro Nuovo Ольга Фрейман сошлись на «итальянской почве». Они хорошо знают и любят Рим и постарались воссоздать в интерьере атмосферу имперской роскоши.

Фото: Кирилл Овчинников

Времена и нравы

Итальянский стиль в интерьере
Итальянский стиль в интерьере

В свое время Ольга Фрейман долго жила в Риме. В работе она отталкивается от классических архитектурных канонов. Неудивительно, что бюро, основанное ею в 1998 году, было названо на итальянский манер — Il Centro Nuovo.

Архитектор Ольга Фрейман хорошо помнит те времена, когда стремление людей к роскоши часто переходило все грани разумного. Неудивительно, что когда один из клиентов попросил оформить квартиру в классическом стиле, соединив в ней имперский Рим и Восток, она насторожилась: «Как бы не переборщить...» Заказчик отреагировал на это своеобразно — отправился в Петербург, побывал в Эрмитаже, посетил Петергоф. И сделал свои выводы: «Переборщить невозможно!»

«Имперские настроения близки русскому человеку. Особенно сейчас: жизнь стала стабильней, люди снова чувствуют себя гражданами великой державы, — рассуждает Ольга. — Для моего заказчика это далеко не первая квартира: он успел пожить и в классическом, и в минималистском антураже, а теперь захотел вернуться к традиционному интерьеру. Но это уже не тот случай, когда вам с порога заявляют: «Хочу колонны, потому что они мне нравятся!» Отношение к классике изменилось: люди активно интересуются историей, понимают — что к чему». Доказательства? Пожалуйста: тот факт, что человек начал обустройство дома с похода по музеям, уже говорит о многом. Но этим дело не ограничивается.

Материальные ценности

Хозяин этой квартиры умеет считать деньги и рассматривает интерьер как выгодную инвестицию. В этом, пожалуй, и заключается новизна подхода. «Мы старались наполнить квартиру предметами, которые увеличивают ее капитализацию, а потому избегали откровенного новодела, покрытого лаком толщиной в палец», — говорит Ольга.

  • Книжные шкафы в кабинете и стенные панели сделаны фабрикой Radice Mobili d’Arte по эскизам Il Centro Nuovo. Бильярдный стол от французской марки Ursus можно закрыть специальной крышкой, превратив его в рабочий. Роспись потолочного плафона (на нем изображены реальные памятники индийской архитектуры) выполнена Александром Волковым
  • Кухня в квартире — изолированная, поэтому Ольга решила поставить здесь современную мебель от Meneghini. «Я считаю, что она более практична, чем классические модели, а на кухне главное — функциональность». «Фартук» — из фацетного зеркала. Над мойкой — панно из мозаики от Sicis
  • «Сейчас уже почти не встретишь людей, которые считают,что у антиквариата «плохая энергетика». Это абсурд: ну какая может быть энергетика у кресла или кушетки?! А вот то, что эти вещи растут и будут расти в цене, — неоспоримый факт».

    Мебель делалась на заказ европейскими компаниями, которые специализируются на репликах исторической мебели, строго следуя старым технологиям. Сейчас эти мастерские переживают не лучшие времена: «Им сложно конкурировать с наводнившими рынок китайцами, — рассказывает архитектор. – Азиаты не могут обеспечить тот же уровень качества, но у них демпинговые цены, и это подкупает. Причем не только дилетантов: мой знакомый итальянский мебельщик недавно купил для себя китайские диваны — их розничная цена почти в три раза ниже, чем себестоимость аналогичных предметов в Европе!» И все же люди, которые вкладывают деньги в дорогую аутентичную мебель, абсолютно правы: «Два наших поставщика (Francesco Elli и Stephane Davoy) не выдержали китайской экспансии и недавно свернули бизнес. Заказчику это на руку: его мебель сразу попала в разряд раритетов». Еще одно выгодное вложение — обои от Zuber. Они напечатаны вручную с использованием досок XVIII века. Эти матрицы ни разу не реставрировались (иначе пропадет историческая достоверность), на них есть сколы и выбоины, поэтому рисунок получается неравномерным, есть вообще непропечатанные участки. Именно это и придает таким обоям ценность.

  • Портал камина в гостиной выполнен компанией Leonardo Caminetti. Диваны обиты тканями от Fadini Borghi. Дверные порталы отделаны посеребренными и состаренными гипсовыми панелями. Благодаря такой отделке они смотрятся как металлические решетки. Эти и другие лепные элементы были отлиты во Франции по эскизам Il Centro Nuovo. «Это особый, очень прочный гипс. Так что вероятность сколов практически нулевая», — говорит Ольга Фрейман.
  • Балдахин кровати сшит из ткани Beacon Hill. Банкетка и кресла — от Pozzoli. Антикварный китайский сундук выполняет роль журнального столика. Книжные шкафы за кроватью пустуют временно — хозяин еще не успел перевезти на новое место свою библиотеку.
  • Восток—запад

    «Римляне активно заимствовали элементы культуры у покоренных ими народов. В каком-то смысле они и были изобретателями колониального стиля. Так что желание заказчика ввести в интерьер восточную тему в принципе исторически оправданно. Весь вопрос в том, как именно это сделано». В данном случае достаточно деликатно. О Востоке здесь напоминают яркие, но немногочисленные детали: столик в виде дракона в холле, расписной плафон в кабинете, отделка дверных порталов в гостиной.

    Благородный металл

    Рисунок наборного паркета от Ebony & Co не повторяется ни в одной из комнат. Живописный фриз под потолком выполнен Александром Волковым.
    Рисунок наборного паркета от Ebony & Co не повторяется ни в одной из комнат. Живописный фриз под потолком выполнен Александром Волковым.

    «Мы хотели «увести» квартиру из Москвы, создать ощущение, что до южных стран — рукой подать. Поэтому здесь так много золота: во многих культурах этот металл символизирует солнце, и у нас он выполняет ту же роль», — объясняет Ольга.

    Золото ни в коем случае не должно «кричать». Довести его до нужной кондиции было поручено художникам-реставраторам Александру Волкову и Валерию Близнюку. «Мы не хотели, чтобы наша позолота смотрелась самоварным золотом, — рассказывает Ольга. — И меняли технологию в зависимости от того, какой оттенок нужно было получить в каждом конкретном случае». В результате металл приобрел действительно благородный вид: блеск пропал, осталось лишь теплое и сдержанное мерцание. Помимо золота, южную атмосферу в доме создают зеркала. Вместо обычной амальгамы в них использована бронза. Когда смотришь на себя в такое зеркало, кажется, что кожа чуть тронута загаром.

  • Круглый холл — это сердце квартиры: налево — гостевые комнаты, справа — гостиная, столовая и кухня, прямо — кабинет и хозяйская спальня. На полу — мраморная мозаика Sicis. Столик — реплика ампирной мебели от компании Stephane Davoy. Стены оклеены обоями ручной работы от Zuber.
  • Стена гостиной оклеена линкрустом. Благодаря сложной декоративной покраске он смотрится как патинированный металл
  • Главное украшение спальни — антикварный камин XVIII века. За ним находится зона с двумя банкетками для чтения при дневном свете
  • Выше голову!

    Заказчик обратился в Il Centro Nuovo уже после того, как в квартире выросли стены, и не желал начинать строительство с нуля. Так что проблема полной перепланировки перед Ольгой и ее коллегами не стояла: «Мы лишь слегка подрихтовали очевидные недоработки, чтобы сделать дом более удобным».Тех же, кто начинает обустройство жилья с голой бетонной коробки, архитектор предупреждает: «Теоретически, в 500-метровых апартаментах гостиную можно сделать сколь угодно большой. Но если вы хотите оформить квартиру в классическом стиле, сильно размахиваться не стоит. Потолки в таком интерьере должны быть как минимум пятиметровыми, но в современных домах они значительно ниже. И чем больше помещение, тем заметней диспропорция». В этой квартире изначальный размер комнат был приемлемым, но полностью проблему потолков это не решало — их пришлось «поднимать» визуально. «Заказчики часто пугаются, когда мы предлагаем сделать сложный многоярусный лепной декор, — говорит Ольга. — Им кажется, что комнаты будут казаться еще ниже, но на самом деле это давно известный прием: ярусность в сочетании с продуманной подсветкой создает иллюзию перспективы».

  • Фрагмент гостиной. Горка — работа компании Francesco Elli
  • Этот уголок ванной комнаты предназначен для отдыха после парной. В отделке стен использован красный травертин
  • Ванна дополнена позолоченными смесителями и душем от Phylrich. Стены выложены мозаикой с использованием садолита (редкого синего мрамора)
  • С пометкой «срочно»

    «Мы заказываем столярные работы и лепнину в Европе. Теоретически, можно заказать их и в России, но тогда придется контролировать процесс от и до, иначе получится Диснейленд. Наши мастера покрывают деревянные панели таким слоем лака, что они выглядят как пластмассовые».

    «Многие просто не верят, что мы сделали этот интерьер всего за год», — говорит Ольга. Если учесть, что площадь квартиры 500 метров, что практически каждая поверхность здесь тщательно состарена, а мебель сделана на заказ, то сроки действительно кажутся фантастическими. «Мы предложили заказчику определить все детали «на берегу», а потом точно придерживаться принятого плана. Ведь если бесконечно корректировать проект, процесс становится неконтролируемым: деньги тратятся впустую, сроки срываются и — главное — пропадает ощущение цельности. К счастью, заказчик проявил выдержку. Глубокий ему за это поклон».