Вот такая штукатурка

Вариантов отделки стен великое множество. Однако по-настоящему оригинальным и изысканным материалом считается декоративная штукатурка. Принять решение об оформлении стен с помощью такого покрытия – значит заявить о своем тонком художественном вкусе.

Виды декоративной штукатурки
Виды декоративной штукатурки

В отличие от обычных штукатурок, которые предназначены исключительно для выравнивания поверхности, и одноименных структурных материалов, которые используются для создания рельефа, наша героиня применяется для получения определенной фактуры или же декоративного эффекта. Интересно, что многие, если не сказать большинство, не видят разницы между абсолютно непохожими декоративными материалами, называя их венецианскими штукатурками. Однако stucco veneziano не столько имя соб­ственное покрытия, сколько способ его нанесения, позволяющий придать самой тривиальной поверхности вид натурального мрамора. Вот почему многие производители стараются употреблять этот термин как можно реже, предпочитая вести разговор о «венецианских образах». Такое выражение намного точнее характеризует класс описываемых материалов, да и меньше противоречит истине.

  • Фото 1. Декоративное покрытие Travertine (Armourcoat), цвет L 615 W 3494. От 1080 руб./м².
  • Фото 2. Декоративное по­крытие Avila («ИрисДеко»), цвет AD134 (4 мл); акриловое покрытие Velato («ИрисДеко»), цвета AD505 и AD 504. От 365 руб./м².
  • Фото 3. Декоративное по­крытие «Лазурный бриз» («МаксМастер»), колеровка по каталогу NCS в цвет S 1060 R30B. От 268 руб./м².
  • Фото 4. Декоративное покрытие Raffaello Decor Stucco (Oikos), цвет R155. От 497 руб./м².
  • Фото 5. Декоративное покрытие «Марблкоат» (Terraco), цвет розовый. От 80 руб./м².

А дело вот в чем. Считается, что подлинный рецепт воссоздания натурального мрамора посредством материала на основе каменной пыли и извести утерян много веков назад, а все существующие составы – более или менее удачные попытки восстановить утраченные знания, так сказать, размышления на тему, фантазии, капризы, причуды, образы… По­скольку у каждого свое восприятие действительности и исторического наследия, то и образы, скорее всего, будут непохожими. Этим, кстати, и объясняется столь широкий ассортимент декоративных материалов. Ведь если рассуждать объективно, то к их числу помимо имитирующих мрамор причисляют еще и те, что воспроизводят фактуру различных тканей, дерева, кожи, бумаги, иными словами, почти любой натуральной поверхности, и даже мультиколорные краски.

Погружение в предмет

Инструменты мастера

Традиционный инструмент для нанесения декоративной штукатурки под натуральный камень – шпатель из нержавеющей стали. Но для упрощения рабочего процесса нередко применяют и специальную кельму. Кроме того, в арсенале мастеров присут­ствуют специальные тампоны и кисти, морские губки, терки, валики с различной высотой ворса, пластиковые шпатели, краскопульты, аэрографы. В особых случаях, скажем, по решению художника, может применяться даже обычная расческа для волос или старая малярная перчатка. Используя один и тот же состав, но разные основы и инструменты, мастера достигают непохожих и порой совершенно неожиданных эффектов.

Собственное мнение по поводу «венецианских образов» имеют не только специалисты от производства, продумывающие или совершенствующие рецептуру составов. На любой фирме, представляющей интересы западных производителей или же торгующей материалами собственного изготовления, есть штатные технологи. Последние в совершенстве знают особенности каждого материала, а потому постоянно пополняют количество существующих выкрасов – эталонных образцов с вариантами нанесения покрытия. Именно их, а отнюдь не банки, и предлагают заказчику. Бывает, что образцы делают специально под проект, ориентируясь на словесное описание или фотографию. Но такие случаи – редкость. И без оригинальных «полотен» в активе компаний присутствует порядка нескольких десятков тысяч и даже сотен тысяч эталонов.

Даже заочно располагая столь обширным предложением, выбирать крайне сложно. Поэтому некоторые фирмы работают с заказчиком по схеме «поэтапного знакомства с ассортиментом». Обычно на момент первого визита в офис компании клиент уже имеет хотя бы смутное представление о том, как должно выглядеть декоративное покрытие. В любом случае, если не фактура, то цветовые ориентиры известны точно. Менеджер фирмы располагает некоей выборкой, составленной из наиболее популярных оттенков и фактур, которая и предлагается клиенту. Встреча может благополучно завершиться покупкой нужного состава или же… переходом ко второму этапу, на котором заказчику будет продемонстрирована более широкая цветовая палитра. Третий уровень – расширенное предложение фактур. Дальнейшие действия развиваются по схожему алгоритму, вплоть до шестого этапа – изготовления оригинального образца. Но, как мы уже говорили, до этого доходит редко. Обычно даже самый требовательный заказчик обретает искомое если не на первой, то на третьей стадии.

Составные части

В зависимости от фирмы-производителя идентичные по создаваемому эффекту материалы носят разные названия. Например, «мрамор» получается при профессиональном нанесении составов Castello (Corev, США), Opus Stucco (марка Fractalis, Италия), Marmorino Naturale (Oikos, Италия), «Марбл­коат» (Terraco, Швеция), Rococo (Valpaint, Италия), Palladio («ИрисДеко», Россия), Pallais (марка «МаксМастер», Россия). Покрытие под «жатый шелк» или «бархат» формируется посредством материалов Spatulata (Armourcoat, Великобритания), Etno (Fractalis), Ottocento Antico Velluto (Oikos), Sabula (Valpaint), Alba («ИрисДеко»), Gaufre («МаксМастер»). Однако при более близком знакомстве – уже после нанесения и непродолжительной эксплуатации – может оказаться, что разница заключалась не только в создаваемом эффекте, названии и стране производства. Так же как лако­красочные материалы, декоративные покрытия изготавливаются по разной рецептуре и имеют разный состав. По этим признакам их можно разделить на три группы.

  • Фото 1. Декоративное покрытие Dragged (Armourcoat), цвет L 8033 W 3338. От 1080 руб./м².
  • Фото 2. Декоративное покрытие Grava («ИрисДеко»), цвет 3018. От 231 руб./².
  • Фото 3. Декоративное покрытие «Фреска пастель» («МаксМастер»), колеровка по каталогу «МаксДекор» в цвет I 057. От 350 руб./м².
  • Фото 4. Декоративная краска Multidecor (Oikos), цвет ES1150. От 115 руб./м².
  • Фото 5. Рельефное покрытие «Хендитекс» (Terraco); шелковая краска «Терратоп» (Terraco), колеровка по каталогу Terraco в цвет 049-5. От 112 руб./м².

Первая – абсолютная «синтетика» на основе смол. Ее плюсы – крайне низкая цена (от 60 руб./м²), высокая скорость работы (промежуток между нанесением слоев составляет всего четверть часа) и отсутствие необходимости в обработке защитным составом. Считается, что для декорирования жилых помещений «синтетика» подходит плохо, поскольку ее паропроницаемость близка к нулевой. Кроме того, покрытие выглядит не слишком естественно. Тем не менее поклонники у материала с синтетическим блеском есть.

Оптимальное соотношение цены и качества у второй группы – полусинтетических составов, приготовленных на базе минеральных веществ (мраморной пыли, кварца, извести) и акриловых пластификаторов. Чем больше процентное содержание последних, тем быстрее высыхает покрытие – перерыв во времени между нанесением слоев составляет от часа до полусуток. При этом паропроницаемость и, к слову, цена находятся в обратной зависимости от количества пластификаторов: увеличится количество акрила – обе цифры уменьшатся. В среднем же «полусинтетика» обходится в 200–500 руб./м².

Цветовая гамма

Базовое покрытие может быть изначально цветным. Если же состав имеет белый цвет, его или оставляют как есть (поскольку поверх будет наноситься цветной слой), или же колеруют по одной из следующих систем: NCS, RAL, Simphony, Monicolor Nova. Также производитель может предложить тонирование по собственной цветовой карте.

По стоимости с дорогими полусинтетическими продуктами сравнима третья группа – минеральные штукатурки, в состав которых входят только мраморная пудра, известковое молочко и неорганические красители. Лучший способ убедиться, не лукавят ли производители, говоря о натуральности составляющих, – попросить у продавца сертификат соответ­ствия. Если в этом праве покупателю будет отказано, скорее всего, перед ним полусинтетический материал. Существует и еще один вариант проверки: каждый слой минерального состава должен высыхать за время от полусуток до суток. Чтобы удостовериться, так ли это, достаточно внимательно прочитать техническое описание штукатурки. В нем, кстати, можно почерпнуть сведения о рекомендуемых грунтах, минимальном количестве слоев и типе инструментов, а также о необходимости нанесения защитного слоя.

Совсем иной состав имеют декоративные краски, например, Aquarel Micro (Corev), Textura Bold (Fractalis), Multidecor (Oikos), Miraflor (Valpaint), Velour («Макс­Мастер»). С их помощью тоже можно добиваться разнообразных эффектов – от звездного неба до натурального камня. В самом общем виде это обычные водоразбавляемые составы на основе акриловых смол, а потому и цена у них намного ниже – 120–200 руб./м². Но помимо обычных ингредиентов, традиционных для лако­красочных материалов на водной основе, в их рецептуру включены нерастворимые пигменты-наполнители, цвет которых отличен от базиса. Именно они и отвечают за художественный результат.

Существуют и другие, не менее интересные покрытия – флоковые материалы, скажем, Grava («ИрисДеко»), Duden (Silkcoat, Турция), система Capafloc-Vario (Caparol, Германия). Своим названием они обязаны частицам натуральных или синтетических волокон – чипсам, или флокам. Такие составы могут быть одно- или многокомпо­нентными. В первом случае это единая композиция из флоков, акрилового связующего и различных добавок. Во втором акриловая база, сухие чипсы и защитный лак представляют собой абсолютно разные продукты. В зависимости от страны-производителя флоковые покрытия обходятся в 100–170 руб./м².

Техники и технологии

Прежде всего расскажем о манипуляциях, которые связаны с нанесением покрытий, призванных имитировать фактуру мрамора (Lingotto Platinum от Fractalis; Palladio от Corev), ткани (Kreos от Oikos), создавать эффект осыпающихся (Vizconde от «ИрисДеко»), потрескавшихся (Craquelatto от Corew) или состарившихся стен (Fortress от «МаксМастер»). При этом наше описание носит общий характер, так что использоваться в качестве руководства к действию не может. Что поделать, специалисты надежно охраняют свои секреты.

Как бы то ни было, с обычными малярными работами технология нанесения многослойного декоративного покрытия не имеет ничего общего. Разве что в обоих случаях предъявляются одинаково высокие требования к качеству поверхности. Ее выравнивают, шлифуют, очищают. Самое пристальное внимание уделяют грунтовке подложки. Для этой цели послойно накладывают и грунты, и грунты-краски. Их назначение – максимально укрепить основание, снизить его впитывающую способность и повысить адгезию (сцепление) будущего покрытия с подложкой.

  • Фото 1. Декоративное покрытие Pitted (Armourcoat), цвет L4040 W 3098. От 1080 руб./м².
  • Фото 2. Декоративное покрытие Antiquas («ИрисДеко»), цвет AD3093 (200 г)От 250 руб./м².
  • Фото 3. Декоративное покрытие «Старые стены» («МаксМастер»), колеровка по каталогу «МаксДекор» в цвет I 089.От 210 руб./м².
  • Фото 4. Декоративная краска Duca di Venezia (Oikos), цвет А452.От 194 руб./м².
  • Фото 5. Декоративное рельефное покрытие «Хендитекс» (Terraco); декоративное покрытие «Фреско» (Terraco), цвет 3020. От 108 руб./м².

Но все это подготовительные меры. Главное же в работе с декоративными составами – создать визуальный объем, глубину и достоверный рисунок. Этого достигают, например, хаотическими непараллельными мазками (так называемая лепестковая техника), которые накладывают особым инструментом (сначала широким, потом узким стальным шпателем или кельмой), и многослойностью покрытия. Если работа выполнена качественно, слои будут «проглядывать» друг сквозь друга и складываться в прихотливый узор. Использовать материал одного цвета совершенно необязательно. Нередко применяют несколько оттенков: сначала идет самый темный, затем те, что по­светлее. Прожилки, имитирующие рисунок камня, образуются за счет первого слоя или подрисовываются. Каждый слой обязательно полируется (выглаживается) лезвием шпателя или кельмы. От этой операции отказываются лишь в случае, если покрытие должно быть матовым или перламутровым. Финишный этап – нанесение защитного слоя – специального воска. Бывает, что необходимые вещества уже входят в состав штукатурки, тогда этот этап опускают.

Если говорить о декоративных красках, например, Aquarel Texture (Corev), Polaris Pearl (Fractalis), Granada la Pintura Anticada (Oikos), Millicolor (Valpaint), L’aurore boréale («МаксМастер»), то работа с ними строится иначе. Первыми следуют один-два слоя грунтовки. Количество слоев и название состава подскажет компания-продавец. Так, представители Oikos рекомендуют сначала использовать грунт Neofix своей марки, а потом – состав Fondo Murales. В то же время продавцы Fractalis допускают применение в качестве праймера матовой акриловой краски Aqua Marina (марка «Симфония»), а специалисты «Макс­Мастер» предлагают использовать специальную влагоизолирующую грунт-краску La Base. Затем идет непосредственное нанесение краски. Применяются либо определенные инструменты, либо их совокупность. Ударяясь о поверхность, капельки-пигменты разбиваются и прилипают к подложке. Защитный слой обычно не нужен.

Совсем другие технологии характерны для работы с флоковыми материалами. Выбор метода зависит от того, одно- или многокомпонентный состав используется. В первом случае сухой материал просто разводят водой, после чего наносят на стены с помощью шпателя или кельмы. Во втором случае манипуляции сложнее. Сначала на стены с помощью валика с ворсом средней длины наносят акриловую базу – клей, затем посредством специального распылителя – флоки. И в том и в другом случае завершает работу слой защитного лака.

Знать и уметь

Под грунтом

Нельзя относиться к грунтованию поверхности как к обязательному, но совершенно непонятному этапу работы. Поскольку речь идет о нанесении дорогостоящего декоративного покрытия, то грунтование представляет собой целую систему мероприятий, обеспечивающих качество и долговечность отделочного слоя. Последовательно могут наноситься два-три состава. Если грунт подобран правильно, удастся снизить впитывающую способность основания, возможно, уменьшить расход и продлить срок службы декоративного материала. Дешевые составы лучше не приобретать. По сравнению с расходами на декоративное покрытие и его нанесение стоимость грунтов даже самой уважаемой марки будет почти незаметной.

После долгого и трудного поиска покрытие выбрано и приобретено. Теперь дело за малым – найти мастера. В принципе, нанесение можно доверить той бригаде, что уже занимается отделкой квартиры или дома. Однако универсальные специалисты, возможно, отлично окрашивают валиком стены, но с декоративной штукатуркой знакомы мало. Стоит ли оплачивать совершенствование их навыков? Лучше попросить совета у фирмы, продавшей декоративный состав. Продавец может не располагать собственной командой, но надежных специалистов обязательно порекомендует. Правда, тут тоже есть несколько условий. Желательно, чтобы найденный отделочник знал о материале не понаслышке, а неоднократно использовал его в работе. Если это не так, отправьте его на один из открытых мастер-классов, которые проводятся некоторыми компаниями.

В противовес мнению, что сапожник должен тачать сапоги, а пирожник – печь пироги, эти фирмы не видят ничего предосудительного в том, чтобы на нанесение декоративного покрытия решился даже сам клиент. Потому каждый может приобрести в компании некоторое количество штукатурки, посетить подобное мероприятие и за пять-шесть часов освоить премудрости обращения с материалом. Не можем не согласиться, полученные навыки действительно позволят сэкономить – стоимость профессионального нанесения декоративного покрытия составляет в среднем 700 руб./м². Однако в общей стоимости ремонта и отделочных работ эти затраты – капля в море. Так что будет намного лучше, если с доселе неизвестным составом близко «познакомится» не хозяин, а мастер. Быстро (15–20 м² за смену) создавать поверхность с заданной фактурой сможет только опытный человек.

Если планируется нанесение сложного многослойного покрытия, скажем, под мрамор, рекомендуем посмотреть на работу мастера – готовый интерьер – «живьем». Если объекты недоступны, должна последовать просьба об изготовлении выкраса. Только так можно познакомиться с почерком мастера и при необходимости его подкорректировать. Ведь, как мы уже говорили, один и тот же материал способен выглядеть по-разному. Это зависит от того, каким инструментом выполнялась работа, а также от величины и силы штриха. Рисунок создается в результате постоянного изменения положения руки и с помощью различных инструментов. Простая техника осваивается быстро, по-настоящему художественная работа требует постоянного совершенствования.

Редакция благодарит компании A decor, Terraco, «Ирисдеко», «Максдекор» и декор-центр Oikos за помощь в подготовке материала.