Модный тренд: состаренный интерьер

Главная добродетель сегодня — это молодость. Чуть ли не каждую неделю индустрия красоты взрывается новинками — всевозможными средствами против старения. А в интерьерах тем временем идет борьба за противоположный эффект. Может быть, дизайнеры решили специально старить дома, чтобы оттенить юность их владельцев?

Знакомый дизайнер жалуется: «Не знаю, смеяться мне или плакать. Заказал для клиентов в Италии мебель с отделкой «антик». После монтажа они звонят в истерике и требуют все заменить. «В чем дело?» — «Нам привезли какой-то бэушный шкаф!» Этот случай произошел несколько лет назад, и уже сложно вспомнить, удалось ли дизайнеру убедить хозяев в том, что фасад шкафа — жертва моды, а не безалаберного к нему отношения...

Старье берем!

Раньше, затевая ремонт, все старались побыстрее избавиться от рухляди. Сегодня, обставляя новую квартиру, молодые совсем не против принять от бабушки наследство в виде почерневшего зеркала или комода. Новодел режет глаз. Пресловутый «дух времени» оказался не такой уж метафорой. Тонкий аромат старого дерева ни с чем не спутаешь. Живописные разводы на отсыревшей штукатурке Венеции или темные потрескавшиеся балки в квартирах парижского квартала Марэ — не подделаешь.

Старение мебели
Старение мебели

Естественное старение подкупает тем, что обо всем уже позаботилось само время, выявив врожденное благородство натуральных материалов. Чтобы сотворить в своем доме такую легенду, неплохо иметь в запасе лет пятьдесят, а лучше сто. Прожитые годы придают очарование каждой детали, будь то латунная задвижка или вентиляционная решетка. Да что там решетка — старые кирпичи, камни, доски и балки способны совершенно преобразить самый безродный интерьер. Поэтому на Западе за строительным «антиквариатом» идет настоящая охота. Пристрастие к винтажным материалам — кредо лондонской компании Retrovious, которая продает раритеты вроде списанных из Букингемского дворца досок. На изготовление столов и комодов российской компании «Иствуд» идут сосна и лиственница, вывезенные из заброшенных деревенских изб Севера. Вещь, сделанная из материала, состарившегося естественным путем, ценится выше. Оно и понятно: «время — деньги»! Поэтому гораздо чаще мы имеем дело не с естественным, а с искусственным старением, которого добиваются путем механического или химического воздействия на поверхность или вещь.

Стены

Самая лучшая почва для создания эффекта благородной потертости — стиль прованс. А для него важнее всего стены. Чтобы получить фактуру оштукатуренной стены, покрывшейся трещинами-кракелюрами, надо использовать специальные составы. Штукатурку Cracelure мастера-отделочники наносят шпателем и разглаживают. Трещины появятся в тех местах, где шпатель оставил наплывы штукатурки. Так что рисунок у каждого мастера получается сугубо индивидуальный. Ускоренная просушка (например, строительным феном) приведет к тому, что уже через 10—20 минут штукатурка пойдет трещинами.

И чем толще были наплывы, тем крупнее получатся кракелюры. В отличие от естественно потрескавшейся штукатурки искусственно кракелированная поверхность должна сохранять прочность и не осыпаться. Для этого сверху наносится фиксирующий состав. После его высыхания трещины надо подчеркнуть цветным покрытием с помощью терки и губки. И обработать поверхность стены водоотталкивающим воском. Другой вариант состаренной штукатурки — слои, проступающие один из-под другого. Так они обычно выглядят на осыпающихся фасадах старых домов. В этом случае цветные слои штукатурки небрежно наносятся друг на друга так, чтобы они имели разную толщину. Нижние слои лучше сделать более насыщенными по тону. После того как высохшая штукатурка будет обработана шлифовальной машиной, на ней проявятся живописные пятна.

Пол

Чтобы получить пол, как в итальянском палаццо, можно взять состаренный камень — матовый, пористый, словно выветрившийся, мрамор-«антик». Таким он становится после обработки пескоструйной машиной. Глубокого старения камня добиваются в особых подвижных камерах со стальными щетками. Благодаря этой отделке на плитах образуются сколы и трещины, как будто по ним ходили не один десяток лет. Более доступный по цене вариант — искусственный камень на основе бетона. Он сразу отливается в форму, имитирующую состаренную поверхность натурального камня. Для матового эффекта его также обрабатывают пескоструйкой.

Для придания «возраста» паркетной доске обычно используют те же методы, что и в обработке мебели. Теперь в любой классической коллекции, будь то Baker, Maggi Massimo, Zonta или Roche Bobois, присутствуют несколько типов отделки, имитирующей следы времени. Это патина, рустикаль, кракле, «следы» древоточца (или попросту «жучок»). У старых вещей рельефные филенки, углы и стыки постепенно затираются и становятся более темными от естественной патины. Когда хотят получить патину искусственным путем, на заранее окрашенную и загрунтованную поверхность наносят специальный состав. Его распыляют по всей площади, а потом тканью или губкой убирают излишки. Поверх патины наносят фиксирующий лак. Такое состаривание придает выразительность и глубину каждой линии, как у вещей из коллекции Manoir от Roche Bobois. Для рустикального старения на фабриках пользуются аппаратами со стальными щетками. Они безжалостно сдирают с дерева мягкое волокно, так что поверхность становится более фактурной. Затем сизалевыми щетками зашлифовывают «поднятый ворс» и тонируют готовое изделие, чтобы еще больше усилить контраст между твердыми и мягкими слоями. В технике кракле по красочному слою нарочно пускают трещины, так же, как по штукатурке. Кракле в мебели — один из самых трудоемких процессов. Несколько слоев грунта (как минимум один из них должен быть цветным) и эмали покрывают лаком-краколетом. Когда он растрескается в процессе сушки, сквозь него проявится слой эмали и цветного грунта. Так как в итоге лакокрасочный слой получается довольно толстым, техника кракле годится не только для мебели из натурального дерева, но и для фасадов шкафов из МДФ.

Настоящий жучок-древоточец — проклятие реставраторов. Зато искусственный, пожалуй, самое симпатичное «украшение» классической мебели. Ходы жучка каждая фабрика имитирует своим способом. У одной мастера выписывают филигранно каждый ход тоненьким сверлом, у другой — «расстреливают» фасады мелкой дробью из ружья. Появившиеся отверстия тонируются, чтобы усилить внешнее сходство. У фабрики Roche Bobois есть целая линия классической мебели Provinciales, где для любой модели можно самостоятельно выбрать технику состаривания — путем червления («жучок»), патинирования и покраски. У Baker в коллекции Milling Road вместе с «жучком» вещи специально неоднородно тонируются — их оставляют светлыми по краям. Самодовольной новизне объявлена война! Даже нанесенный мастером вручную «народный» цветочный рисунок или орнамент тоже не останется «свежим» — его нещадно трут шкуркой.

Раз уж поверхность дерева выглядит старше своих лет, то было бы неестественно обтягивать мебель новенькой кожей. Поэтому мятая, потертая, потрескавшаяся или исцарапанная кожа — лучший друг состаренного дерева, как в коллекции у Hickory Chair. Кожа, доведенная до такого состояния химическими реактивами, будет стариться и дальше. В скором времени на ней появятся следы вашей личной «нацарапанной» истории. Картину комнаты «в летах» дополнит истертый ковер. Чтобы превратить современную вещь в «антикварную», производители сдают ковры на вынашивание. Их кладут в самые ходовые места, так что ворс истирается естественным путем, но очень быстро. Конечно, вытравить цвет и окончательно облагородить ковер можно и химическим путем.

Ужасным варварством кажутся теперь времена, когда металлическую утварь в быту начищали пастой ГОИ, удаляя якобы «вредную» патину с металла. Образовавшаяся естественным путем патина не разрушает металл, а наоборот, предохраняет. Для того чтобы получить ее, обезжиренную поверхность металла смазывают два-три раза в день слабым раствором уксусной кислоты. В теплом помещении за несколько недель на бронзе и меди появится самая настоящая зеленоватая патина (по составу — родственник малахита).

Искусственная патина на металле — это всего лишь краска (например, акриловая). Этим способом «старят» металлическую основу люстр и бра, получая почерневшую или позеленевшую бронзу, превращая металл в «состаренное золото» или «серебро». В коллекции светильников MK’GUAYER медная арматура покрыта составом с настоящим золотом и серебром, в своем благородном порыве приглушившим яркий блеск.

Состаренным вещам негоже отражаться в обыкновенных зеркалах, решили дизайнеры. Так появились зеркала совершенно музейного вида — не только в состаренных рамах, но и с разводами и черными пятнами на амальгаме. Защитный слой на обороте зеркала снимается, амальгаму обрабатывают пескоструйкой и протравливают. При взгляде в такое зеркало сложно удержаться от подсчетов, сколько предыдущих поколений видели в нем свое отражение. Увлекшись идеей состаривания интерьера, можно украсить дом аксессуарами, сделанными своими руками. Для эксперимента подойдут деревянные рамы для картин и фото. Главное — выбрать сложно профилированную поверхность багета, чтобы получить наиболее выразительные тональные контрасты. Самый простой вариант — прокрыть морилкой, например фирмы Sayerlak или Tikkurila, без грунтовки, некрашеную рамку. После высыхания пройтись по поверхности шкуркой, причем на выступающих частях стараться снять больше краски. В отдельных местах (подумайте, какая часть изделия могла бы сильнее износиться) можно действовать лезвием бритвы, чтобы дойти до слоя дерева, лишь слегка впитавшего цвет. Ходы древоточца можно попробовать сымитировать с помощью притупленного гвоздя и молотка. Но здесь потребуется гораздо больше виртуозности и сноровки — отдельные точки и произвольно изогнутые линии (будто случайно обнажившиеся ходы жучка) должны идти под разными углами. После этого на поверхность надо снова нанести красящий состав, более темный по тону (почти черный). И сразу же протереть, убирая излишки «патины». После высыхания окончательно зафиксировать результат, покрыв раму бесцветным лаком. Самостоятельно патинировать можно и металл — аэрозольными красками (подойдут баллончики Rust-Oleum) или краской, которую наносят кистью (можно использовать состав WS-Patina). Последнюю надо растереть на палитре до полусухого состояния и нанести скользящими движениями на фактурные детали. Чтобы краска лучше держалась, не забудьте заранее обезжирить металлическую поверхность. Даже от обычной железки можно добиться вида состаренной латуни (сочетание медной и бронзовой патины), благородной бронзы (темный графит и золотая или бронзовая патина) и даже черненого серебра (серебряная патина). Эффект кракле на деревянных вещах тоже можно создать самостоятельно. На поверхность, покрытую цветной акриловой краской, надо нанести слой масляного лака-краколета. И когда лак подсохнет, но еще будет оставаться липким на ощупь, покрыть его сверху лаком на водной основе, у которого также заявлен эффект растрескивания. После этого «слоеный пирог» надо высушить феном, чтобы появились кракелюры.