Плюшевый дом-легенда

Белый и пушистый. Таково первое впечатление от дома, спроектированного итальянским архитектором Джо Понти. Впрочем, погодите умиляться: здание, построенное для коллекционера современного искусства, не мягкая игрушка, а настоящий арт-объект!

Итальянский архитектор
Итальянский архитектор
Джо понти
Джо понти
  • Входная зона. На стене работа Лючио Фонтана «Маленький театр». На стеклянной столеш-нице, встроенной в ограждение лестницы, скульптура Алессио Тассо из перспекса.
  • Джо Понти.

Джо Понти (1891–1979) называют «дедушкой итальянского дизайна». Начав свою карьеру вскоре после Первой мировой войны, он целых полвека неутомимо продвигал достижения модернизма в массы. Архитектор, дизайнер, писатель, издатель, он строил ни на что не похожие дома и отели, оформлял поезда, делал фантастическую керамику, выпускал журнал Domus — библию итальянской архитектуры и дизайна... Джо, этот сгусток энергии, выжал из своей жизни больше, чем простой смертный. С семи утра до восьми вечера он как метеор носился по своей миланской студии, такой огромной, что сотрудники парковали свои скутеры рядом с рабочими местами. Перед его харизмой и талантом не мог устоять ни один владелец мебельной компании: Понти успел поработать со всеми известными брендами своего времени.

  • Вид на «комнату Рождества» от входа в дом. Обитая искусственным мехом винтовая лестница ведет в расположенную в подвале галерею. Два французских окна выходят в сад площадью 3 000 кв. м.

Джо трудился без передышки до самой смерти. Его запомнили за остроумно спроектированную мебель (например, прикроватные столики со встроенными зажигалками для сигар!) и изящные, имеющие открытую планировку здания, зачастую украшенные разноцветной мозаикой и росписями. Он любил работать с цветом и часто вносил в свои интерьеры нотку безумия, сотрудничая с итальянским дизайнером-сюрреалистом Пьеро Форназетти — любителем странных символов и оптических обманок. Джо регулярно публиковал чертежи и эскизы воображаемых домов на страницах Domus, который, можно сказать, служил ему личным дневником. Один из этих проектов — «Жук под листком» — привлек внимание Джобатты Менегуццо, коллекционера современного искусства из итальянского местечка Мало под Виченцей. Он предложил Джо построить для него такой дом, при условии, что художница Нанда Виго, подруга Джобатты, займется оформлением интерьера.

  • Сердце дома — «место для беседы», придуманное Нандой Виго. Вид на гостиную сверху. В этом ракурсе лучше всего читается пространственная интрига, задуманная Понти и Нандой Виго: контраст прямоугольного и округлого объемов («места для беседы» и лестницы, ведущей в галерею).
  • Фрагмент гостиной. Диван и пуфы сделаны по эскизам Нанды Виго.