Плюшевый дом-легенда

У Джобатты был в Мало собственный музей — Casa Bianca, но, не желая ни на минуту расставаться с любимыми арт-объектами, он решил разместить часть коллекции у себя дома. Отсюда — вездесущий белый цвет, «музейная» неоновая подсветка и полное отсутствие корпусной мебели у стен: они предназначались для развески картин. Из-за обилия плитки, любимого материала Понти, интерьер мог бы показаться жестким и холодным. Нанда смягчила его с помощью искусственного меха, окутывающего даже винтовую лестницу. Четких границ между пространствами, отведенными искусству и жизни, не существует. Жилая зона увешана арт-объектами, а расположенная в подвале галерея служила хозяину не только для общения с прекрасным, но и для вечеринок. Разделения на частную и общественную зону тоже нет.

  • Кухня-столовая. Стол спроектирован Нандой Виго для Driade. Хозяин дома имел привычку, разговаривая по телефону, делать пометки прямо на кафельных стенах.
  • Из галереи обитая мехом спираль лестницы смотрится не менее впечатляюще, чем из гостиной. На стене — картина Даниэля Бурена. На первом плане блюдо, дизайн Помпео Пьянеццола. Мотив листа прямо-таки преследовал Джо Понти: этот элемент угадывается в очертаниях спроектированных им домов, мебели и даже сантехники.

Традиционные термины: гостиная, спальня, столовая — к этому пространству неприменимы. Войдя в здание, попадаешь в помещение, которое Понти называл «комнатой Рождества»: отсюда берет начало сама жизнь человека и дома. Она играет роль спальни и гостиной, лестница ведет из нее в галерею. К этой зоне примыкают детские и микроскопическая кухня — шкаф, в котором спрятаны плита и мойка. Мебели в обычном понимании в доме почти нет: вместо кровати и диванов — выступы пола, покрытые искусственным мехом. Из-за того, что вещей в интерьере мало, а воздуха и света — много, возникает иллюзия простора: трудно поверить, что площадь здания всего 100 кв. м. Строительство было завершено в 1969 году, и с тех пор в доме ничего не изменилось. Он самодостаточен, как всякое произведение искусства. Ни убавить ни прибавить!

  • Арт-галерея. Для освещения Нанда Виго использовала неоновые лампы. На стене работа Рэймонда Хэйнса — современная вариация на тему «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
  • Фрагмент галереи со статуэткой Агостино Боналуми и фотоработой Луиджи Онтани. В зеркале отражается скульптура Рэймонда Хэйнса «Спички».
  • Фотография Луиджи Онтани «Арлекин на смертном одре».
  • Полотно Сола Льюитта. Лампа сделана по эскизу Нанды Виго.

Главные достижения Джо Понти

  • Общественное здание: Башня Pirelli (1956) — первый небоскреб в Милане, один из символов города.
  • Отель: Parco dei Principe в Сорренто (1962). В отделке интерьера использовано 30 видов плитки белого и голубого цвета.
  • Частный дом: вилла Планшар (1955), она же «Дом-бабочка» — одна из главных достопримечательностей Каракаса (Венесуэла).
  • Предмет мебели: сверхлегкий стул Superleggera для Cassina (1957). Его может поднять с земли даже ребенок… причем одним пальцем!
  • Выставка: Триеннале в Милане (1933) — смотр достижений итальян-ского дизайна, позже «перерос» в постоянно действующий музей.
  • Награда: Гран-при Всемирной выставки в Париже (1925) за керамику для фабрики Richard-Ginori.
  • И, наконец… четверо детей и восемь внуков.