Выбираем столовую группу: советы

Начать придирчивый отбор стола и стульев лучше всего с определения стиля, в котором выдержан интерьер квартиры, загородного дома или отдельного помещения. Это элементарно.

Обеденные столы и стулья
Обеденные столы и стулья

Производители давно упростили нам задачу и предлагают на выбор мебель всего трех стилевых направлений: классику, модерн и кантри. Конечно, такое деление условно, поскольку классика в той или иной степени синтезирует элементы других близких стилей, а под определение модерн подпадает вся без исключения современная обстановка. Однако сориентироваться в море предложений этот подход, бесспорно, помогает.

Следующий шаг – измерение площади, отведенной под обеденную группу. В большинстве жилищ выделить отдельную комнату под столовую не получается, а значит, эту функциональную зону необходимо совместить с гостиной или организовать на кухне. Кстати, такое положение сужает ареал поиска еще больше. Ведь понравившийся классический или современный стол на восемь персон может занять весь объем девятиметровой кухни. И потому от него, увы, придется отказаться в пользу скромного четырехместного предмета обстановки (для справки: для размещения такой компактной группы потребуется всего 4 м²). Некоторые мебельные фабрики учитывают нужды покупателей и выпускают модели обеденных столов в нескольких размерах. Но это скорее исключение, чем правило.

Полный комплект

Если площадь гостиной больше 15 м², «диванную группу» можно немного потеснить. Тогда в комнате поместится еще и столовая. Помимо обеденного стола и комплекта стульев могут понадобиться пара витрин или буфетов – для хранения парадного сервиза, стекла-хрусталя и столового серебра. Более современный вариант – открытые подвесные полки или невысокие комоды.

К слову, столовая группа отнюдь не жестко закрепленная система. Она не «развалится», если удалить из нее какой-то элемент – стол или набор стульев. Как раз наоборот, комплексные предложения – большая редкость, их можно буквально пересчитать по пальцам. Они появляются, когда производитель разрабатывает единую коллекцию для отдельной функциональной зоны или для всех жилых комнат сразу. Тогда линейка – скажем, Gray от Gervasoni, Downtown от Selva (Италия); Kristina от Rowico (Швеция); «Каприз» от «Экомебель» (Россия) – выполняется в общем стиле и цвете, а потому сделанный другой фабрикой и попавший в чужеродную среду предмет будет выглядеть действительно неуместным. В большинстве же случаев столы и стулья продаются по отдельности и подбираются сообразно вкусу. Более того, декоративный акцент производитель делает не на основном предмете – столе, а на стульях. Они становятся настоящим полигоном для дизайнерских экспериментов. Именно для стульев тщательно прорабатывают форму, подбирают материал каркаса, наполнители сидений и спинки, обивку. Стол же справедливо считается сугубо утилитарным предметом.

Все за стол!

Сказать, что фабрики совсем сбросили обновление обеденных столов со счетов и выпускают теперь только хорошо проверенные модели, было бы неверно. Хотя некоторые производители дей­ствительно занимают подобную позицию. Например, финская компания Artek практически не ведет разработку новых изделий, а выпускает столы, придуманные известным архитектором Алваром Аалто еще в 1930–1950-х годах. И, надо отметить, вполне успешно. Классический скандинавский дизайн, качественные натуральные материалы (береза и ясень) – все это только на руку небольшой финской фабрике и вдобавок помогает ей удерживать цены на довольно приличном уровне. Для примера: стол 82А, длина и ширина которого составляют соответственно 150 и 85 см, обходится в 29 015 руб.

Но далеко не все производители так консервативны. Конечно, радикально изменять конфигурацию обеденного стола никто не пытается. Столешницу почти всегда выполняют в виде простой геометрической фигуры (квадрата, прямоугольника, круга, овала) разной толщины и с кромкой разной формы (прямой или скругленной). Мы сказали «почти», потому что экспериментировать все же пробуют. Так, недавно в ассортименте фабрики Bonaldo (Италия) появился стол-трансформер Quadro, который в разложенном состоянии похож на цветок с четырьмя лепестками. Насколько удобно будет пользоваться этим дизайнерским объектом, придуманным Каримом Рашидом, покажет время. Тем не менее можно предположить, что, при всей экономии места (в сложенном состоянии стол превращается в квадрат со стороной 40 см), столешницы-лепестки будут доставлять ногам принимающих пищу немало хлопот.

В основном же эксперименты затрагивают ножки стола. Они становятся изящнее и затейливее или, наоборот, массивнее и проще. В качестве примеров этих полярных вариантов приведем столы «Флоренция» российской фабрики «Европа» (11 985 руб.) и Amari датского производителя BoConcept (около 76 000 руб.).

Материалы, используемые для изготовления столешниц и ножек, могут совпадать, а могут и различаться. Наиболее распространенная комбинация – дерево и полированный (стол Veima от Scanwood, Финляндия, 95 800 руб.) или матовый (модель «Милан» от фабрики «Европа», 12 463 руб.) металл. В целом же обычные для столешниц материалы – это дерево или плиты МДФ. Реже встречаются стекло, каменные плиты и керамическая плитка, оправ­ленные в деревянную или металлическую рамку. Помимо металла для ножек активно используется дерево, которое нередко покрывают затейливой резьбой или дополняют различными украшениями.

Завтрак на траве

Столовая группа с успехом разместится на террасе или веранде загородного дома. Правда, в нашем климате такая «прописка» будет временной – только на лето. Да и вообще, для открытой с одной стороны площадки лучше использовать специальную садовую мебель, выполненную из устойчивых к влаге материалов, скажем, пластика, металла, искусственного волокна хуларо, тика.

Работа ведется и над вариантами финишной отделки обеденных столов. По-прежнему распространено традиционное нанесение на дерево бесцветного и цветного лаков. Но ассортимент фабрик все чаще пополняется столами, окрашенными в черный (Dint от Nueva Linea, Испания, 84 000 руб.), серый (Gray от Gervasoni), белый (Kristina от Rowico, 30 350 руб.) цвета. Степень глянца покрытий тоже остается на усмотрение производителя. Изделия с абсолютно матовой поверхностью и так называемый высокий глянец, хорошо знакомый нам по современным кухонным фасадам, существуют на равных условиях. Судите сами: для одного и того же стола Duke у фабрики Calligaris (Италия) есть шесть вариантов оформления, включая шпон дерева, покрытый матовым прозрачным лаком, и высокоглянцевую белую отделку. Встречается даже такой нетривиальный вид декора, как искусственная или натуральная кожа. Ее использует, например, российская фабрика Dolce Vita для оформления ножек стола Mambo. Заметим, что на цене такая необычная отделка почти не сказывается – модель предлагается за 37 512 руб.

Если же говорить о размерах обеденных столов, то их высота обычно стандартна – 75 см плюс-минус 2–3 см. С шириной тоже все не слишком сложно: эта характеристика лежит в диапазоне 70–90 см. Диаметр круглых столов варьируется в пределах 70–155 см. Длина же стола – совсем другое дело. Тут действительно есть из чего выбрать: минимальная длина может составлять всего 40 см, а максимальная – 250 см.