Диетическая паранойя: как бороться?

Диетическая паранойя и пищевой вуайеризм овладевают нами все сильнее: мы меняем собственные привычки питания, наблюдая за тем, как и что едят окружающие. И совершенно зря, считает Кейт Вебстер.

Что должна есть женщина
Что должна есть женщина

Вы сегодня обедали у себя в офисе? Или в ресторане? А может, просто перекусили с друзьями на ходу? Как бы то ни было, готова поспорить: вы обратили внимание на то, что ели другие женщины. Более того, если они ели что-то необычное, то вам хватило нескольких минут, чтобы прикинуть происхождение продукта, его пользу для здоровья и, самое главное, решить, не стоит ли и вам попробовать эту штуку. Не волнуйтесь, вы не одиноки. Пищевой вуайеризм — новое проявление наших сложных взаимоотношений с едой. Теперь недостаточно обычной диеты, нам непременно нужно знать, кто еще как питается и почему. Глянцевые журналы поддерживают нашу страсть, выведывая информацию о том, что предпочитают на завтрак, обед и ужин знаменитости. Вам хотелось бы попасть в дом к звезде? Конечно! Ведь там можно заглянуть в холодильник и изучить список покупок.

Так почему же нам нужно контролировать не только то, что мы едим, но и то, что едят окружающие люди? Отчасти дело в нашем врожденном стремлении равняться на других. Нам нравится думать, что мы уникальны, однако на самом деле мы все стадные животные и наблюдаем за друзьями и коллегами, копируя их поведение. Заглушая голос собственного тела, мы твердим: «Диета, детокс, здоровое питание», ориентируясь на тех, чьи успехи вызывают уважение. Но разве у вас есть коллеги, которые планируют рацион при помощи лунного календаря, придерживаясь одновременно диеты по Аткинсу и принципов раздельного питания? Так какого черта вы так делаете? «Существует невероятное количество ограничений в еде, придуманных нами и окружающими нас людьми. С едой теперь связано и чувство вины, и масса опасений, так что женщины уже не прислушиваются к своему аппетиту», — сокрушается психотерапевт Сьюзи Орбах, автор книги «Жир — проблема феминисток».

По моему личному опыту, пищевой вуайеризм нигде не проявляется так ярко, как в офисе. В компании, где я состою в штате, принято обедать на своем рабочем месте. Обязательный пункт программы — коробка с ланчем, «наспех собранным» накануне вечером. Варианта на самом деле всего два: либо вы тщательно продумываете меню, следуя последним тенденциям от знаменитостей, либо просто отовариваетесь в каком-нибудь супермаркете и потом молитесь, чтобы коробочка скрыла ваш позор. Паранойя начинается, когда первая смелая женщина достает ланч под восторженные возгласы коллег: «Как вкусно пахнет! Как красиво выглядит! Сколько ты всего наготовила!» Но на самом деле они говорят: «Неужели твоя еда лучше, чем моя?» Каждая стремится перещеголять остальных. На прошлой неделе я наблюдала, как вполне нормальная и благоразумная дама, увидев, что принесла ее подруга, воскликнула: «О, икра! Неужели кто-то еще ее ест?»

Одна моя знакомая призналась, что просит доставлять ей органические овощи, когда соседи дома и могут быть свидетелями ее заботы о своем рационе. Это примерно то же самое, что «ненароком» демонстрировать окружающим логотипы вроде Prada или Chanel на своих вещах — какой смысл тратить время и деньги на то, что никто не заметит? Другая моя подруга жалуется, что поход в местный супермаркет занимает у нее не меньше двух часов, так как она постоянно то кладет продукты в корзину, то выставляет обратно на полку — в зависимости от того, что берут другие женщины. Я сама в последнюю минуту ушла из очереди к кассе, заметив стройную девушку с какими-то необычными пророщенными семенами, потому что почувствовала непреодолимое желание купить точно такие же. Тогда я положила эти побеги в корзину, почувствовав себя отважной кулинарной авантюристкой, но теперь понимаю, что на самом деле поддалась «пищевой паранойе». Еще одна моя подруга, которая по долгу службы часто встречается со знаменитостями самого высокого ранга, говорит, что никогда не упускает возможности заглянуть в холодильники звезд. Она подшучивает над известными актрисами, которые одну неделю едят красную еду, а другую — желтую, или над моделями, которые верят в то, что в просроченной еде меньше калорий. На первый взгляд она рассказывает эти истории, чтобы показать, какими ненормальными бывают звезды, но мы обе знаем, что в действительности ей безумно интересна их точка зрения.

На самом деле женщины зациклены на том, что они едят, что они не едят и что им следует есть, поскольку верят в существование единственного правильного ответа на все вопросы, связанные с питанием. Какого-нибудь священного Грааля потребления. Несмотря на все старания, в глубине души мы понимаем, что главного достичь не получается. Если бы только удалось найти хитрую диету, которая разрешила бы все наши проблемы! Вот, например, Гвинет Пэлтроу клянется, что можно похудеть с помощью чая из одуванчиков, Дженнифер Лопес нюхает грейпфрутовое масло, чтобы подавить аппетит, Синди Кроуфорд с той же целью перед едой глотает уксус, а Дженнифер Энистон сидит на диете, основанной на суши… Так, может, и нам попробовать?

Интересные идеи, но, конечно, они не гарантируют результата. Энистон выглядит так хорошо благодаря регулярным визитам в спортзал, хорошим генам и тщательному уходу за собой, а не только потому, что она завтракает роллами с тунцом вместо бутербродов с маслом. Только признавшись себе в этом, мы сможем наладить нормальные отношения с едой и наконец немного расслабиться. Наши предпочтения в питании должны быть так же индивидуальны, как содержимое косметички или список бывших парней. Кстати, о последних: вы когда-нибудь видели мужчину, с интересом разглядывающего содержимое тарелки своего приятеля? Они-то знают: конкуренция при выборе еды неуместна.