Я никого не ем!

Скаппи – зеленые яппи

Сначала были хиппи, потом – яппи, а сейчас появилась гремучая помесь первых и вторых – скаппи. Это успешные карьеристы, которые не на шутку озабочены проблемами экологии и делают все возможное, чтобы не причинять вреда нашей планете. Поэтому они носят одежду из натуральных материалов – конопли, сои, переработанной бумаги – и кроссовки из отслуживших свое шин. Ездят на автомобилях с гибридным двигателем, питаются только органическими продуктами, пишут биоручками с чернилами из ягодного сока и даже разговаривают по мобильникам из бамбука и биопластика, подзаряжать которые приходится руками: три минуты покрутил рычажок в корпусе – один раз поговорил. Для детей скаппи покупают многоразовые памперсы, которые можно носить, пока не застираешь до дыр. Экопричуды стоят очень дорого, но скаппи могут их себе позволить. Они работают в крупных корпорациях, много зарабатывают, живут в мегаполисах, путешествуют (по возможности, не на самолете – самолеты уничтожают озоновый слой) и, в целом, ни в чем себе не отказывают, но с одним лишь условием – не навреди планете.

Слово скаппи (от англ. scuppie, Socially Conscious Upwardly-mobile Person) пока еще многим режет слух, хотя скаппи-ценности в том или ином виде в мире проповедуются уже не первый год. «Оформил» термин финансовый аналитик из Стэнфорда – самопровозглашенный скаппи Чарльз Фейлла. Он создал сайт www.scuppie.com, к изданию готовится его труд «Настольная книга скаппи» (Scuppie Handbook).

Скаппи называют «реформистами общества потребления». Хотя не всем симпатичны их попытки навязать свои идеалы и откупиться (в прямом смысле!) от планетарного гнева. Свои взаимоотношения с природой они строят по принципу «купи-продай». Сэкономил на машине с пониженным выхлопом углекислого газа – перечисли деньги на разработку авто на кукурузном жмыхе. Слетал на море – отстегни несколько долларов на борьбу с авиавыхлопами. И, уж пожалуйста, помоги благотворительным фондам по защите уссурийских тигров, голубых китов, тропических лесов и вообще всем, кто просит о помощи. Скаппи даже договариваются с банком, чтобы деньги с их кредиток автоматически списывались на счета фондов. Уже появились скаппи-корпорации – например Google, где работает гигантская солнечная батарея, а сотрудникам, желающим купить экологичную Toyota Prius, выдается безвозмездная ссуда.

Акоп Назаретян, профессор, доктор философских и кандидат психологических наук.
Акоп Назаретян, профессор, доктор философских и кандидат психологических наук.

Мнение эксперта

По теории нобелевского лауреата Тома Хайека, рост населения экологически опасен до тех пор, пока растет количество одинаковых людей – тех, что хотят и умеют одно и то же. А когда увеличивается число разных людей, отходы одной деятельности становятся сырьем для другой. Согласно этой теории фриганизм – святое дело! И с точки зрения экологии и экономики – это очень перспективное направление. У нас эту экологическую функцию пока выполняют бомжи.

Не просите сказать, что подобные явления – это новые религии. Отличить религию от обычного способа взаимодействия людей можно по степени агрессии. Религии всегда агрессивны! Секта враждебна ко всем, кто не принадлежит к их конфессии. Так что, когда веганы, фриганы и иже с ними начнут громить макдональдсы и убивать мясоедов, эти движения приобретут сильные религиозные черты. В религии отказ от чего-то (от еды, удобств) – это аскеза. Веганы в этом отношении аскеты. Но аскеты и отшельники, по моим наблюдениям, – это чаще всего люди с психическими отклонениями. А вообще увлечение новыми течениями и потребность сбиваться в группы вызваны недостатком общения. По-научному это называется «фрустрация аффилиационной потребности».