Царская любовь

История отечественного фарфора неотделима от истории дома Романовых. Все началось в 1744 году, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны при казенных кирпичных заводах была учреждена «Невская порцелиновая мануфактура». Тогда и состоялось рождение знаменитого петербургского фарфорового завода — ИФЗ.

Первые годы мануфактура, основанная по высочайшему повелению, работала в экспериментальном режиме: здесь ничего не производили, а лишь пытались разгадать «порцелиновый секрет». Технологией изготовления фарфора испокон веку владели китайцы. Их товар был привозной экзотикой и ценился на вес золота, если не дороже. Но в 1709 году в Саксонии рецепт случайно был открыт местным алхимиком. Там стали делать свой собственный фарфор, и в Европе начался настоящий бум: все пытались догнать и перегнать удачливых немцев.

Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод
  • Фасад ИФЗ, 1790-е годы.
  • Скульптурный портрет любимой левретки Екатерины II.
  • Фарфоровый бюст Екатерины II, копия начала XX в. с оригинала конца XVIII в. Автор — талантливый французский скульптор Ж.-Д. Рашет, приглашенный императрицей на должность главного модельмейстера (то есть арт-директора) ИФЗ.
  • Тарелка «Коробейники» из «Гурьевского» сервиза (1809—1816). Кстати, сейчас, как и в царские времена, ИФЗ готов изготовить сервиз по индивидуальному заказу. Такая посуда может быть украшена монограммой владельца.

Нашу «порцелиновую формулу» разработал ученый-химик и горных дел мастер Д. И. Виноградов. Благодаря ему в середине XVIII века мануфактура перешла, наконец, от экспериментов к делу. Сначала здесь выпускали забавные мелочи: табакерки, фигурки негров и китайцев, но уже в 1756 году императрице был представлен первый полноценный сервиз на 25 персон, включавший 350 предметов. Он получил гордое название «Собственный». Позже на основе придуманного для этого сервиза рисунка была создана знаменитая на весь мир «Кобальтовая сетка».

  • Фигурка балерины Карсавиной. Это первая в мире статуэтка с одной-единственной точкой опоры — на ножку балерины. Скульптор С. Судьбинин, 1913 г.
  • Скульптурное изображение изобретателя русского фарфора Д. И. Виноградова
  • Ваза «Стрелка Васильевского острова»

При Екатерине II мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод, заработала уже с полной отдачей. Царица питала к фарфору особую любовь, обставляла им свои резиденции, жаловала фаворитам и посылала в подарок другим монархам. В годы ее правления здесь были созданы знаменитые российские сервизы: «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», которые и по сей день считаются непревзойденными шедеврами. Любовь к фарфору унаследовал от матери и Павел I, а в годы правления Александра I на заводе был создан грандиозный «Гурьевский» сервиз — на отделку 4 500 предметов пошло несколько килограммов золота!

К середине XIX века техника работавших на заводе мастеров стала виртуозной — они, что называется, могли и блоху подковать. С величайшей точностью и достоверностью копировали на вазы и тарелки живописные шедевры из императорских коллекций. Расписывали фарфор под мрамор, малахит, коралл, золото и бронзу так, что и не отличишь. Ввели в моду «мавританские», «китайские», «готические», «помпеянские», «египетские» вазы и посуду. Но самыми яркими произведениями тех лет стали сервизы «Кремлевский» и «ВККН» («Великий Князь Константин Николаевич») с древнерусскими и византийскими орнаментами.

Долгие годы ИФЗ работал только для российской короны, а значит, ему не нужно было снижать художественную планку в погоне за прибылью или в угоду массовым вкусам.

В начале XX века завод взяла под патронат супруга Николая II, императрица Александра Федоровна. Она оснастила предприятие по последнему слову техники и пригласила к сотрудничеству художников объединения «Мир искусства».И тут грянула революция. Как ни странно, она не раздавила такую хрупкую и утонченную вещь, как фарфор, и не стала мстить заводу за то, что он долгие годы верно служил императорскому дому. Новая власть заставила мануфактуру работать на себя. Именно в те годы родилось уникальное явление в истории прикладного искусства — агитационный фарфор. Недавние мирискусники во главе с С. Чехониным теперь рисовали и ваяли высокохудожественные агитки. В это же время с заводом сотрудничали художники-супрематисты, в том числе Малевич и Кандинский, а также Кустодиев, Петров-Водкин, Лансере, Бакст и другие знаменитости. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже советский агитфарфор получил большую золотую медаль. По просьбе «заграничной общественности» экспозиция два раза перевыпускалась на бис — для продажи коллекционерам.