Кто на свете всех белее?

Мы не знаем, под каким углом лучше бить тарелки. Зато мы знаем о них все остальное! Как выбрать? Как расставить? Как помешать официантам унести их из-под носа вместе с едой?

Белый Верх, Черный Низ

Правила сервировки
Правила сервировки

Слева направо: супница Cellini, фарфор, Villeroy & Boch, салоны Villeroy & Boch; сахарница Pompadour, черный фаянс, Luneville Saint-Clement, www.luneville.fr; кувшин для воды Malmaison, фаянс, Niderviller, www.niderviller.com; маленькая черная ваза с белыми фигурками и заварочный чайник, все — фарфор-бисквит, Wedgwood, салоны «Криспар»; ваза для фруктов Bananes, пластик, дизайн Гарри Алена для Areaware, www.areaware.com; подсвечник Pompadour, фаянс, Luneville Saint-Clement, www.luneville.fr; черная ваза (на заднем плане), Gargantua, www.gargantua.ch. Все стоит на столе Saarinen Table, дизайн Эро Сааринена, Knoll, компания Concept. Пирамида из сахарных фруктов, Fauchon, гастроном «Глобус Гурмэ». На заднем плане — трюмо*, украшенное лепниной в стиле Людовика XV, французский гипс, Atelier Sedap, компания Skol.

Старинные рукописи

Верхний ряд, слева направо: тарелка Asiatic Pheasants, репринт образца 1825 года, Burleigh, www.burleigh.co.uk; за ней тарелка, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; молочник Country Heritage, фарфор, Villeroy & Boch, салоны Villeroy & Boch; тарелка с крупными цветами, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; за ней тарелка Malmaison, фаянс, геометрический орнамент в стиле XIX века, Niderviller, www.niderviller.com; десертная тарелка Prunus, репринт образца 1860 года, Burleigh, www.burleigh.co.uk, и фаянсовая тарелка Tulipes, Gien, бутик Podium Home Interiors.

Нижний ряд, слева направо: тарелка Arden, Burleigh, www.burleigh.co.uk; пирожковая тарелка Malmaison, фаянс, Niderviller, www.niderviller.com; именная тарелка Monogramme, сделанная на заказ, Gien, бутик Podium Home Interiors; за ней тарелка с черным орнаментом, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; тарелка в горошек, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; тарелка с золотой каемкой, Mat & Jewski, www.matejewski.com; за ней тарелка Laurel серо-коричневого цвета, Wedgwood, салоны «Криспар». Лепнина из парижского гипса, Atelier Sedap, компания Skol.

В пастельной гамме

На табурете, слева направо: пиалы, фарфор-бисквит, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; солонка и перечница Coq, дизайн Бодо Шперляйна, фарфор, LladrЧ, салоны LladrЧ; кофейник из двухцветного фарфора, дизайн Паолы Навоне для Reichenbach, салон «Идеал-Интерьер»; синяя ваза Blue Jasper с белым рельефом, фарфор, дизайн Джаспера Конрана для Wedgwood, салоны «Криспар». На стуле, слева направо: форма для кекса, фарфор, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr; голубой кувшин с носиком, фарфор, The Conran Shop, www.conran.com; маленький заварочный чайник, фарфор-бисквит, Wedgwood, салоны «Криспар»; графин Brique de lait, фарфор-бисквит, Le Bon Marche, www.lebonmarche.fr. На заднем плане: стеганое покрывало, Lenvie, салоны Lenvie. Подобную мебель можно найти в шоу-румах Roche Bobois.

Почувствуйте разницу

Глубокая тарелка — для первого, мелкая — для второго... Привычка довольствоваться столь аскетичным набором посуды зародилась в Америке и распространилась по всему миру лишь после Второй мировой войны. В классическом столовом сервизе предметов разного назначения и формы насчитывается гораздо больше:

  • пирожковые тарелки (диаметр 17,5 см) для хлеба, тостов и выпечки;
  • закусочные тарелки (диаметр 20 см) для холодных закусок;
  • суповые тарелки;
  • мелкие столовые тарелки (диаметр 24 см) для второго (их часто используют и как подстановочные к глубоким тарелкам);
  • мелкие десертные тарелки (диаметр 20 см) для пудингов, запеканок, суфле и других сладких блюд, свежих фруктов. От закусочных отличаются более красочным рисунком;
  • глубокие десертные тарелки (диаметр 20 см) для сладких супов из фруктов и клубники со сливками;

А также...

  • бульонные чашки;
  • супницы с крышками;
  • розетки (диаметром 9 см) для варенья и меда;
  • салатники для салатов, солений, маринадов и грибов;
  • овальные блюда для рыбных закусок и заливного;
  • круглые блюда для мясных и овощных закусок, канапе.

Секреты сервировки

Оптимальное расстояние между краем тарелки и стола 2 см.

Тарелку с закуской или супом ставят не прямо на скатерть, а на вторую, подстановочную тарелку.

Для супов-пюре подают суповую тарелку, для прозрачных супов и бульонов — специальную бульонную чашку.

Пирожковая тарелка (для хлеба, гренок и масла) ставится в 5—15 см слева от закусочной или суповой и дальше от края стола.

Если в меню есть устрицы, раки, спаржа или фрукты, рядом с пирожковой тарелкой ставят еще и чашку для ополаскивания рук. Ее наполняют теплой водой, в которую добавляют ломтик лимона или лист мяты.

Чтобы еда в тарелках дольше не остывала, перед подачей на стол их можно нагреть в микроволновой печи или духовом шкафу. Но не всякая тарелка выдержит такое обращение!

На приеме с официантами тарелки и приборы используются для подачи «тайных сигналов». Нож и вилка, слегка скрещенные на тарелке, означают просьбу о добавке. Если вилка и нож лежат на тарелке параллельно друг другу или крест-накрест, это означает просьбу о смене блюд.

Практикум покупателя

Самый простой способ определить, соответствует ли качество тарелки ее цене, — перевернуть изделие вверх дном. Тарелка высокого качества плотно прилегает краями к поверхности стола и не качается.

Хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. «Белое тело фарфора», как его называют специалисты, должно быть выставлено напоказ, а не замаскировано.

По способу нанесения рисунка фарфор делится на мануфактурный, декольный и рельефный. Мануфактурным называют фарфор, расписанный вручную. Эта разновидность — самая дорогая. Цена иного сервиза сравнима с ценой «Роллс-Ройса». Деколь — это нечто вроде переводных картинок. При изготовлении рельефного фарфора рисунок внедряется в материал с помощью гравировки или перфорации.

Деликатесы из бисквитного фарфора

  1. Чайная пара Corail, Medard de Noblat, компания «Русский проект».
  2. Десертная тарелка Eden, фарфор, позолота, Bernardaud, салоны Gallery Royal.
  3. Бокал Longchamp Folies, Arc International, ТД «Твой Дом».
  4. Тарелки Corail, Medard de Noblat, компания «Русский проект».
  5. Молочник Louvre, Bernardaud, салоны Gallery Royal.
  6. Десертная тарелка, дизайн Теда Мюхлинга для Nymphenburg, «Дом Фарфора».
  7. Десертная тарелка Pont aux Choux, Raynaud, салон La Belle Vie.
  8. Голубая тарелка, фаянс, дизайн Анне Нильссон для ИКЕА, магазины ИКЕА.
  9. Двухцветная тарелка, дизайн Паолы Навоне для Reichenbach, салон «Идеал-Интерьер».
  10. Медальон Marie-Antoinette, завод Sevres, www.manufacturedesevres.fr.
  11. Тарелка Ombres, Le Bon Marche, www.lebonmarche. В качестве фона использовано стеганое покрывало, Lenvie, салоны Lenvie.

Суровый рельеф

  1. Тарелка Evol, фаянс, дизайн Патрика Жуана для Gien, бутик Podium Home Interiors.
  2. Тарелка Rocaille, репринт образца 1720 года, Gien, бутик Podium Home Interiors.
  3. Тарелка Pont aux Choux, Gien, бутик Podium Home Interiors.
  4. Десертная тарелка Pont aux Choux, репринт антикварного образца, бутик 107 Rivoli.
  5. Тарелка Day in Day, фарфор, дизайн Studio Job, www.studiojob.nl.
  6. Подстановочная тарелка из сервиза Country Heritage, Villeroy & Boch, салоны Villeroy & Boch.
  7. Тарелка из сервиза Country Heritage, Villeroy & Boch, салоны Villeroy & Boch.
  8. Фарфоровая тарелка Simple Past, Mikasa, салон «Фарфор, хрусталь», ТД «ГУМ».
  9. Тарелка Creamware, фарфор, салон Emile Marqu.

Тайная история тарелок

Довольно долго человечество прекрасно обходилось без тарелок, заменяя их... большими ломтями хлеба. Использованную «посуду» съедали, а в богатых домах раздавали нищим или бросали собакам.

В Средневековье даже на королевских пирах гостям не подавали ни посуды, ни приборов. Пищу накладывали прямо в углубления в дубовой столешнице.

При дворе Карла Великого (744—814 гг.) еду, как в античные времена, стали подавать на золотых блюдах, а к пиршеству начали допускать женщин. За столом сидели парами и пользовались одним блюдом на двоих.

В XIII веке на стол ставили специальные чаши для омовения рук после еды. Раньше для этих целей использовали собственную одежду или локоны юных пажей. В богатых домах прислуга приносила еду на серебряных и оловянных подносах, подходя сначала к резчику жаркого, и только затем к гостям.

Первые тарелки в современном смысле этого слова появились почти 600 лет назад во Франции и были не круглыми, а квадратными!

На Руси «тарелы» (именно так поначалу назывался этот предмет обихода) появились довольно поздно — еще в XVII веке они считались диковинкой. Известно, что Лжедмитрий Первый, принимая в Москве поляков, в знак особого к ним уважения распорядился подать именитым гостям тарелки.

Five o'clock

На стуле, слева направо: заварочный чайник Petal, фарфор, Wedgwood, салоны «Криспар»; молочник Giorgia цвета слоновой кости, JP Coquet, «Дом Фарфора»; молочник на ножках, бутик 107 Rivoli; большая ложка, фарфор, репринт образца XVIII века, бутик 107 Rivoli, и фарфоровая сахарница, Wedgwood, салоны «Криспар». В клетке, снизу вверх: кофейная пара с рельефным орнаментом, фарфор, салон Emile Marqu; чайная пара Nenuphar Blanc, JP Coquet, «Дом Фарфора»; кофейная пара, Mat & Jewski, www.matejewski.com. В качестве фона использовано кожаное панно Cuirs de Cordoue, покрытое белым лаком, Maison Fey, салоны Lege Alto. Стул, подобный можно найти в дизайн-бутике «Караколь». На спинке стула — фарфоровая птица, LladrЧ, салоны LladrЧ, на клетке из лакированного металла, подобные можно найти в магазинах «Брюссельские штучки», заколка для волос, дизайн Бодо Шперляйна для LladrЧ, салоны LladrЧ.