Интервью с актерами, неизвестные факты о съемках, розыгрыш уникальных украшений, которые носили Данила Козловский и Светлана Ходченкова, - в нашем специальном проекте, посвященном самому ожидаемому фильму года.
Мир князя Владимира воссоздавали по кусочкам в течение 7 лет: ключевые события взяли из «Повести временных лет» - единственного исторического свидетельства, сохранившегося до наших дней. Детали быта и психологии людей того времени восстанавливали по византийским хроникам и скандинавским сагам. Все потому, что о X веке не осталось практически никаких материальных свидетельств. В итоге получился наш ответ «Игре престолов».
Розыгрыш призов

Украшения, которые носили актеры

За время подготовки к картине художник Екатерина Шапкайц и ее помощники побывали в Хельсинки, Риге, Великом Новгороде, Стокгольме, Минске и других городах, где ходили по музейным фондам и археологическим раскопкам, изучали византийские фрески, живопись и мозаики, консультировались с учеными.

Куски металла: пряжки, элементы кольчуги, браслеты, цепи, кольца – то немногое, что сохранилось с тех времен. Можно было посмотреть аналоги, на что ориентироваться. Украшения главных героев были изготовлены нашими мастерами. Например, браслеты и кольца для викингов делал белорусский умелец Олег Седловский и его сыновья Юрий и Дмитрий. На массовку что-то покупали в Китае и Индии. Например, мне повезло на китайском рынке найти цепь с таким объемным плетением, которое встречалось в музеях.

Украшения в то время были показателем благосостояния, передавались из рода в род. С другой стороны, металл – самый распространенный вид декора. До сих пор никто лучше серебра и золота ничего не придумал.

Свадебное ожерелье Рогнеды
Две посеребренные черепаховидные крупные фибулы, соединенные металлическими цепями. Традиционное женское украшение, характерное прежде всего для скандинавской традиции. Фрагменты достаточно хорошо сохранились во многих музеях, и мы сделали ожерелье, как раз опираясь на эти образцы.
Посеребрённые кольца и гривна
Кольца в фильме носил Путята (Александр Лобанов), военачальник Владимира. А гривна принадлежит его брату Ярополку (Александр Устюгов). Вообще, главные украшения мужчин в то время – кольца, браслеты и обязательно гривна. Это кусок витого металла вокруг шеи. Если она, например, была сделана из серебра, ее использовали вместо денег.
Кованый браслет
Его сделал специально для картины художник по металлу Олег Седловский для Свенельда (Максим Суханов).
Браслет и медное кольцо одного из викингов свиты Владимира
Их также изготовил Седловский по археологическим материалам. У викингов скандинавские корни, поэтому в их украшениях много белого металла со звериным мотивом.
Серьги из серебра
Их на пробах носила Ирина (Светлана Ходченкова). В картине у неё серьги похожей формы, но позолоченные и с эмалевыми цветными вставками. Украшения гречанки Ирины отличались от всех. Их изготовили в византийской доктрине. Например, копии музейных экспонатов: серьги золотые с эмалью, серьги-столбики с агатом. Таких вещей много сохранилось, поэтому их сделать было несложно.
ВИКТОРИНА

Украшения из «Викинга»

Украшения со съемок фильма «Викинг» получат:

Виктория Панфёрова (Москва) приз: серебряная сбруя Рогнеды

Маргарита Манченко (Севастополь) приз: посеребренные кольца Путяты

Алла Крюкова (Новокузнецк) приз: гривна Ярополка

Наталья Фараонова (Брянск) приз: браслет Свенельда

Полина Смородина (Нижний Новгород) приз: серебряные серьги Ирины

Екатерина Титова (Волхов, Ленинградская область) приз: кольцо Ярополка

Анастасия Яковлева (Новосибирск) приз: браслет «змейка»

Сертификат на двоих в кинотеатры сети «КАРО» и стилизованная монета викингов достанутся:

Валерия Гусятникова (Москва)

Екатерина Фролова (Калиниград)

Анастасия Краснощекова (Санкт-Петербург)

Виктория Давыдова (Москва)

Алина Сайфулина (Самара)

Алёна Воробьева (Москва)

Наталья Хрусталёва (Санкт-Петербург)

Инна Пудикова (Москва)

ВИКТОРИНА

Выиграй украшения из «Викинга»

1 / 1
Улушить результат
Главный герой

Козловский: «Снять «Викинга» - нереально!»

Исполнитель роли князя Владимира рассказал о съемках самого ожидаемого фильма года.

Первый раз о том, что планируются съемки «Викинга», я услышал сразу после премьеры фильма «Шпион» в 2012 году. Когда пришел на встречу к Андрею Юрьевичу (Кравчук, режиссер – прим. «Антенны»), и он мне стал показывать эскизы костюмов, интерьеров, грима, я сказал: «Это невозможно». Данное кино гораздо шире нашей индустрии. Не потому что она плохая, а просто молодая еще, растущая. И эта картина опережает ее по своим задачам. Мне бы хотелось, конечно, чтобы фильм был принят и стал успешен. Потому что за это кино я отвечаю. Впервые говорю таким смелым языком, но это так. Много людей посвятили этой работе большую часть жизни, и очень часто рискуя: деньгами, репутацией.

Да, масштаб впечатляет. В том числе и декорации, которые были построены. Помните свое первое впечатление, когда попали внутрь?

Я как ребенок прыгал! Помню этот день очень хорошо. Были фотопробы. Мне сделали грим, и с оператором Игорем Гринякиным и с режиссером мы поехали на площадку. Я увидел декорации и стал по ним носиться – меня не могли остановить. Их даже сложно назвать декорациями. Это удивительная ручная работа нашего художника Сергея Агина. Я подходил, и видел, что каждую деталь можно и нужно снимать крупным планом. Резцы, узоры, сено сквозь эти узоры… Колоссальный труд и он исполнен просто виртуозно.

Читать далее
Факты

«Викинг» в цифрах

$20 000 000
бюджет картины
3 000
человек приняли
участие в съемках
2 000
костюмов сшито
Их скрупулезно воссоздавали
несколько лет, опираясь
на археологические раскопки
850
кадров с компьютерной
графикой
Над которой работало более 100
специалистов
100
лошадей снимали
в сцене штурма Киева
При этом больше половины
всадников были девушки
30
гримеров
одновременно
работало на площадке
Их работа занимала 1,5
часа в день
10
макетов городов
выстроили для съемок
Для каждого дома придумывали
легенду, чтобы максимально
«одушевить» жилища
«Сложнее у меня роли не было. Эмоционально: когда над Рогнедой совершается насилие. Физически: либо холод, либо жара, декорации тонули в грязи. Но это ничто по сравнению с тем ощущением, что ты делаешь что-то большое и важное. Я очень хочу показать этот фильм маме».

Александра Бортич, исполнительница роли Рогнеды

О фильме

Разбираемся: правда и вымысел в «Викинге»

Консультант фильма доктор исторических наук Владимир Петрухин специально для нас разобрал исторические нюансы картины о князе Владимире.

- Авторы фильма старались опираться на «Повесть временных лет», - говорит профессор Владимир Петрухин. - Поскольку «Жития» Владимира были написаны гораздо позже, после его канонизации, да и византийские источники того времени достаточно скудны. «Повесть» начала создаваться в конце XI века (Владимир умер в 1015 году-при м. «Антенны»). Были люди, как пишет летописец, которые помнили крещение. Это еще живая память. Мне кажется, антураж был соблюден . Показана история противостояние трех братьев: Ярополка, который правил в Киеве, древлянского князя Олега и Владимира, поначалу сидевшего в Новгороде. Да и геополитическая ситуация в мире тоже довольно точно показана в фильме. Это контакты Руси с Византией, интересы соседа в Восточной Европе, и , в первую очередь, в Крыму, отношения с печенегами, которых греки держали в тылу у русских, и те, если что не так, сразу на нас нападали.

В фильме: Воины одного из братьев – Олега - вторглись в угодья киевского князя, что стало поводом для его убийства по приказу Ярополка.

- Эта история хорошо прорисована в фильме. В те времена вторжения в чужие угодья было достаточно, чтобы объявить войну. Охота – тогда считалась не просто забавой. Добытый зверь - это меха и мясо, еда для дружины, которого не хватало на Руси. Получается, серьезный проступок. Конечно, убить брата считалось грехом, и не только в христианской традиции, но юридически виноват был Олег. С этого фактически началась первая в истории Руси феодальная война: дележ земель, пусть и охотничьих.

В фильме: На войну с Олегом Ярополка подталкивает варяжский воевода Свенельд.

- Он служил еще при их отце Святославе. Вернулся живым из балканского поход, в котором погиб его князь. В картине Свенельд играет провокатора при Ярополке, инициатором распри с Олегом, как и в реальной жизни. Но потом он исчезает из летописей за столь неблагородный поступок. В картине же Свенельд остается до конца ближайшим сподвижником уже Владимира. Он – это образ старого язычника, от чьих идей князь постепенно отказывается.

В фильме: Владимир, опасаясь мести брата Ярополка, бежит к викингам

- О его поездке в Скандинавию, скорее всего, в Норвегию, почти ничего не известно,- говорит историк. - Поэтому при написании сценария опирались на общеизвестные сведения о быте викингов, на скандинавские источники, а также археологические находки. Например, в «Саге о йомсвикингах» (легендарное братство наемников) есть эпизод с волосами: когда попавший в плен воин, пытаясь сохранить свою красивую прическу, убивает своего палача. Эта история попало в фильм, хотя к жизни Владимира и не имеет отношения.

В фильме: Владимир, вернувшись из-за моря с дружиной викингов, расправляется с Ярополком.

- Куда ему было деваться, либо он становился изгоем в Скандинавии, поскольку в Новгород, где раньше правил Владимир, Ярполк уже прислал своих посадников, либо предъявить права на престол. А сделать это в той ситуации можно было только таким способом: убил брата, нет проблем, - говорит Владимир Петрухин.

В фильме: Владимир не постоянен в любви. В какой-то момент он убивает родных половецкой княгини Рогнеды за то, что та не захотела выйти замуж за него, и все равно забирает ее к себе.

- Любвеобильность– это был обычай многих правителей в ту эпоху. В источниках говорится о сотнях рабынь Владимира. Не по-христиански. Конечно. Но он - грешник, спасся, приняв крещение.

В фильме: Владимир постепенно приходит к пониманию, что нужно переходить от языческой веры к христианству.

- Создатели ленты избежали щекотливых вопросов выбора веры князем. В русской летописи изложена удивительная история о том, как представители разных конфессий: мусульмане, католики, иудеи - пришли к Владимиру, чтобы переманить в свою веру. В картине ему это аккуратно внушает грекиня - наложница его старшего брата, которую он берет с собой. В душе Владимира, который еще был викингом, уже что-то происходит. Как любой правитель того времени, он видит, что все богатство находится в тех странах, где есть христианский бог. Он перестает верить в то, что только павший на поле боя попадает в воинский рай, а стал думать о воскрешении.

Трейлеры
Интервью

Ходченкова: «Этот фильм - про любовь!»

Двух главных героинь выбирали из нескольких десятков кандидатов. Актрисы обязательно проходили пробы с Данилой Козловским: для режиссера было предельно важно, как будут взаимодействовать главные персонажи. В итоге на роль Ирины, супруги Ярополка, была утверждена Светлана Ходченкова. А Рогнеду, дочь полоцкого князя, сыграла Александра Бортич.
Мы спросили Светлану, тяжело ли ей было сниматься в такой масштабной костюмной картине.

Что было самым сложным в том, чтобы почувствовать себя девушкой не 21 века, а 10-го?

- Сложно было все абсолютно. В это невозможно погрузиться, просто надевая костюм. Ты не понимаешь, каково – жить, когда нет бога. Мой персонаж попадает из цивилизации к варварам-язычникам, у которых много богов для поклонения, но при этом это люди абсолютно дикие, без своего душевного пристанища. Когда есть один бог, ты понимаешь, к чему можешь обращаться, и во что верить. А там абсолютная анархия. И сложность была именно в том, чтобы это все понять. У нас было большое количество репетиций, разборов – еще до съемок.

Тогда, наверное, и двигались, и говорили иначе…

- Важным моментом для меня стала поездка в Грецию в монастыри. Андрей Юрьевич Кравчук мне посоветовал это сделать. Монахини, которые там живут, – удивительные создания. Могут с тобой разговаривать, отворачиваешься на секунду, возвращаешься, чтобы сказать «спасибо», а их уже нет. Настолько они незаметно двигаются. Очень целостные, честные, тонкие люди. Не навязывают свое мнение. Что-то подсказывают, а дальше оставляют тебя с этой мыслью, подумать. Для меня это было удивительно. Надеюсь, что мне удалось привнести в образ Ирины полученный там опыт.

Еще очень помогли костюмы. Наш художник Катерина удивительные вещи создала. Когда их надеваешь, появляется стать другая, происходит какое-то подключение. То, что ты не можешь сыграть в джинсах.

Моя героиня стала белой вороной в средневековой Руси. Она не могла общаться на их языке. Но и показывать свое высокомерие тоже не имела право – ведь в чужой монастырь со своим уставом не идут. И дальше надо было найти идеальную позицию. В этом была сложность для меня, как для актера.

В каких сценах особенно пригодилась поддержка партнеров?

- В прямом смысле она пригодилась, когда мы снимали на высокой деревянной башне, а персонаж Максима Суханова пытался меня выбросить из окна. Для меня, как для человека, который боится высоты, играть особо ничего не надо было. Я понимала, что привязана, Максим меня держит, но эта сцена стала одной из самых сложных.

А любовь в «Викинге» присутствует?

- Любовь – это же обширное понятие. Она может быть к богу, к мужчине, к ребенку, к матери, к сестре. Для меня эта картина была об абсолютной, безусловной любви. А то, что все происходит в 10 веке, есть определенные обстоятельства и это уже второстепенно. В кино, и в литературе немного тем. Любовь – одна из них. Мы решили рассказать о ней таким образом.

«Тему X века до нас не затрагивали. Сначала из идеологических противоречий, затем по причине кинобедности. Нам повезло, что все участники «Викинга» оказались в нужное время в нужном месте. Надеюсь, когда зрители увидят фильм, они поймут, что мы не зря готовили его семь лет».

Константин Эрнст, продюсер