«Пой так, как ты чувствуешь, и не слушай никого!» — говорит одному из конкурсантов Градский. Однако сегодня в стенах репетиционного зала музыкального шоу за его спиной сидит миниатюрная брюнетка, на которую он то и дело поглядывает. Девушка что-то шепчет ему на ухо, а он… соглашается с ее мнением. Как выяснилось, советчица — дочь Мария. Или Машка, как Александр ее называет.

Александр Градский: о «Голосе», эстраде и четырех женах
Фото
Руслан Рощупкин/Первый канал

- Александр Борисович, хотела спросить, кто главный цензор в вашей жизни. Но, глядя на вас с Машей, вопрос как-то сам собой отпадает…

- Ну она не цензор, конечно. Но во многих вещах я ее слушаю. Поскольку Машка гораздо лучше осведомлена о современной моде: кино искусство, музыка. У меня-то информативный багаж настолько переполнен, что туда просто не влезает все то, что делается позавчера, вчера и сегодня. У Маши основная база поменьше, зато сегодняшняя — отличная. От нее узнаю какие-то новости. Я, конечно, свой фильтр включаю, что-то добавляю в багаж, что-то нет. Но на многие вещи мы смотрим одинаково.

- У вас настолько близкие отношения?

У нас традиционные отношения отца и дочери.

- Я бы сказала, нетрадиционные.

- Почему нетрадиционные? А! Ты имеешь в виду те ситуации, которые уже стали нормой современного общества, когда каждая сволочь сама по себе? Тогда да, у нас не такие отношения.

- Мы очень доверительно общаемся.

- Я тоже так считаю. Девочки секретами в основном делятся с мамами. А в нашем случае и с папой тоже. Маша очень многие вещи обсуждает со мной. Мы даже не ссоримся… Ну иногда, конечно, Машка на меня обижается. Я вот на нее — никогда!

- Маша, а вы чем занимаетесь?

- Я работаю в ресторанном бизнесе, занимаюсь пиаром. Но окончила факультет искусств МГУ.

- Она пока определяется. Маша ведь на многое способна: и поет, и танцует, прекрасно знает английский. Училась в искусствоведческой школе в Лондоне… У нее прекрасный вкус. Во всем. И она все сама решает. Я ее так воспитал. Поэтому пусть пока делает то, что нравится. Но, думаю, еще год-два, а потом чем-нибудь другим займется. Дай бог, музыкальный театр под моим руководством откроется, я Машку к себе затащу. Ха-ха…

- То есть все-таки заставите?

- Нет, ни в коем случае. Просто создам условия, которые ей были бы интересны. Я на Машу никогда не давил. Она же девочка, а девочек обижать не надо. А вот сына Даню ограничивал гораздо больше. Он мальчик, да еще и первенец. Опыта не было тогда. Но дети замечательные получились. По характеру они меня разделили. Даня романтичный и экспрессивный. Маша экспрессивна в единицу времени. Она более мудрая, рассудительная. С Даней отношения сложнее. Он ершистый, да еще и в год Петуха родился. Занимается, к сожалению, бизнесом, хотя, по-моему, не очень любит это дело. Даня окончил музыкальную школу по классу скрипки. Прекрасно разбирается в музыке, вот только в изобразительном искусстве не разбирается.

- На это есть я. Мы заняли свои ниши в семье.

- Дети у вас уже взрослые, а еще с вами живут…

- И это прекрасно! Как представлю, что Машка выйдет замуж и переедет в другую квартиру, Даня съедет… Хотя это нормально. И необходимо.

- А почему после развода с мамой Дани и Маши дети решили остаться с вами?

- Исключительно потому, что в моей квартире больше места. У каждого есть своя комната. Это удобно. Никаких проблем, что вот, мол, после развода дети выбрали папу, а не маму. Они прекрасно общаются. Видятся с ней каждый день.

Влюбляюсь — женюсь

1/3
Брак с Натальей Смирновой продлился три месяца
Фото:
Первый канал

- Александр Борисович, вы четыре раза были женаты…

- Ну, первый — это детский поступок. Второй — с Настей (Анастасия Вертинская — актриса. — Прим. «Антенны») — поступок юношеский. Третий — с Олей, мамой Маши и Дани, — серьезный, на 20 лет. Да и четвертый — с Мариной — серьезный: уже больше десяти лет… Так складывается.

- Любвеобильность — черта характера людей, родившихся под знаком Скорпиона, как вы…

- Ой, не знаю, чья это черта… Люди встречаются и расстаются. Важно, как это расставание происходит. Супругам перестает быть интересно друг с другом. Именно интересно, а все остальное — ерунда. Не могу сказать, что после расставания я бешено дружу с женами. С Настей после развода встречался раза три. Но там детей не было, ничто уже не связывало. С Олей общаемся, не друзья не разлей вода, но общаемся. У нас же дети. Сейчас задумался… мне повезло, что я старше почти всех своих женщин… Могу где-то надавить, где-то уступить. Женщину, которая моложе, можно воспитать так, как считаешь нужным. Ты для нее — авторитет, если заслужишь это право…

- Жена Марина моложе вас почти на 30 лет. Ровесница ваших детей. Как вы все уживаетесь в одной квартире?

- Конечно, есть чувство ревности со стороны детей. И такой американоподобной семьи, когда все вместе счастливо общаются, у нас не получилось. Но дети и жена ведут себя дипломатично.

- А ссоры случаются?

- А им не на чем возникать. Нет контактов, которые могли бы привести к спорам. Дети приняли мое решение. Даже если им что-то не нравится, ведут себя корректно. Во многом это и моя заслуга. Я так отношения выстроил.

Александр Градский: о «Голосе», эстраде и четырех женах
Александр Градский с женой Мариной
Фото
Persona Stars

- С Мариной вы познакомились… на улице. Чем она вас заинтересовала?

- Ну чем-чем? Ехал на машине, увидел красивую девушку и познакомился.

- Любая красивая девушка вас могла бы увлечь?

- Любая! А дальше, если не хочешь на следующий день расставаться, что-то может получиться… У меня так было четыре раза. Когда играешь на гитаре, поешь — а еще и худой, молодой, — с женщинами проблем не возникает. И ты этим пользуешься.

- А сейчас чем пользуетесь?

- Ничем! Мне сейчас надо пользоваться в основном таблетками, чтобы давление не повышалось! Ха-ха! А еще диетой. И советами детей и жены.

- Жена по поводу работы советы дает?

- Нет. Мы предпочитаем не вмешиваться в эту сферу жизни друг друга. Для нее основным моментом при знакомстве было то, что я творческий человек. Это на женщин действует. Если женщина видит творческого человека, если он при этом еще не сумасшедший, не напивается, валяясь на полу и излагая философские истины, это ее цепляет. А высказывать мнение по поводу работы? Зачем? Даже дети ни разу не сказали, что папин проект плохой. Вон и Машка головой кивает. Даже если папа занимается полной фигней, дети должны радоваться.

Счастье в моменте

1/2
Фото:
Руслан Рощупкин/Первый канал

- Говорят, в 1975 году у вас были самые высокие гонорары…

- Да. У меня и у Володи Высоцкого примерно одинаковые были.

- Сейчас ситуация изменилась?

- В сравнении с 1975 годом, конечно, я зарабатываю больше. Но сейчас у меня не самые высокие гонорары по одной простой причине. Я человек нормальный и понимаю, что публика, которая интересуется мною, небогатая. Отсюда и концерты нечасто даю, и билеты продаются по цене, которую люди могут себе позволить.

- А денег хватает?

- Вполне. Просто нужно обозначить себе рамки, в которых будет комфортно существовать. Для меня это крыша над головой, машина, ежедневные расходы. Может быть, реализация каких-то идей. Собрал приличную сумму, могу записать пластинку, например.

- Можно же обратиться к спонсорам для реализации идеи…

- Я всегда сам записываюсь. Не хочу, чтобы потом какой-то банкир сидел в зале и тыкал пальцем, мол, это все я оплатил. Нет, это без меня. Я жду, пока появятся средства воплотить мечту в реальность. Так было с «Мастером и Маргаритой». Я работал над этой оперой 30 лет, потому что хотел сделать все идеально, а большой суммы не было. Появились деньги — сделал.

- У вас прекрасные дети, отличный «послужной список». Вы счастливы?

- У меня бывают радостные моменты, и они как светящиеся точки. Вот от этих точек до следующих и живем. Если человек постоянно счастлив, ему точно дорога в Кащенко. Так же, как если несчастлив постоянно. Счастье в моменте. Поэтому это чувство ценно. Это, простите, как в сексе: ты слишком долго занимаешься рутинной работой, чтобы в конце получить удовольствие.

Рынок жуликов

Александр Градский: о «Голосе», эстраде и четырех женах
Фото
Руслан Рощупкин/Первый канал

- Вы были человеком, далеким от телевидения, рейтингов, шоу-бизнеса… А сейчас сидите в жюри одного из самых рейтинговых проектов Первого канала. Зачем?

- Потому что этот проект нельзя сравнить ни с одним из существующих. Здесь на первом месте — вокальные данные. А для меня они превыше всего. Когда слышу, как какой-нибудь придурок-продюсер без музыкального образования рассказывает, что для него вокальные данные не главное, мне смешно и грустно. Либо я дурак, а тогда и весь мир со мной — дураки, либо он. Мне удобнее думать, что он.

- Но вы же не могли знать до старта шоу, что все будет так, как вам описали?

- Я предполагал, что может быть такая же лажа, как на некоторых телевизионных конкурсах. Но Аксюта (Юрий Аксюта — продюсер шоу. — Прим. «Антенны») уверял, что на первом этапе отбирал людей по вокальным данным. Я много лет знаю Юру, увидел его горение и доверился.

- Вы как-то говорили, если человек выступает на сцене, у него должно быть музыкальное образование. У всех участников оно есть?

- Боюсь, что нет.

- То есть все-таки это не обязательное условие?

- Сегодня уже нет. С развитием Интернета появился доступ с самого детства выбирать, какую музыку слушать. Можно учиться, слушая качественных исполнителей. Отсюда и столько самородков, которые обладают невероятными голосами. Один-два человека в моей команде не имеют музыкального образования. С ужасом жду того дня, когда придется отсеивать кого-то. Это невероятно сложно, потому что все ребята талантливы! Но в любом случае их раз-два покажут в прайм-тайм Первого канала. Хороший шанс.

- А вы отказывались от телевидения и пиара…

- Мне телевидение не было нужно. Когда у тебя полные залы, продаются пластинки, все равно, показывают тебя по ТВ или нет. Хороший исполнитель может обойтись без телевидения, но кому-то оно может оказать помощь.

- Вы часто резко высказываетесь в адрес современной эстрады. Что же ее может спасти?

- Боюсь, ничего. Много времени упущено. У нас нет саундкомпаний, музыкального рынка. Есть рынок жуликов, на котором большому дарованию нечего делать.

- А разве не рынок жуликов вручил вам звание народного артиста?

- Вообще-то звания присуждают в нашей стране не рынки, а вполне себе государственные организации. К тому же дают — бери, бьют — беги. А что, мне надо было встать в позу и не взять награду? Тогда была бы реакция. А я не хочу показывать никакой реакции: ни положительной, ни отрицательной. Взял, сказал «спасибо» — и не вызвал лишних вопросов. Если бы награды не было, что, собственно, и произошло, когда мне 60 стукнуло (певец не получил традиционной юбилейной награды. — Прим. «Антенны»), у меня ровным счетом ничего не изменилось бы. Мы так же сидели бы и разговаривали о «Голосе». Не реагируйте на всякие мелочи, и будут вам счастье и душевный покой.