Александр Викулов: Ярославский педагогический – моя жизнь, моя судьба…

Спортивная география

Александр Демьянович, ваши профессиональные интересы давно уже перешагнули границы Ярославского педагогического университета. Вы сотрудничаете, общаетесь, дружите со многими спортивными факультетами и спортивными вузами нашей страны. Что это вам дает?

«Моя позиция такова: если хочешь быть в курсе всех событий в спорте и вокруг спорта, если важно знать, какие процессы происходят в образовании, если есть желание, чтобы факультет не топтался на месте, а развивался, и студенты овладевали самыми свежими знаниями, – тогда учись сам, перенимай позитивный опыт коллег и анализируй их ошибки. А для этого необходимо расширять круг общения с коллегами из других вузов.

Сегодня я сотрудничаю практически со всеми спортивными вузами и факультетами России чуть ли не до Дальнего Востока, с каждым у меня свой перечень совместных дел. Особенно богатым на контакты, в том числе и на новые, оказался 2015 год. Я открыл для себя Московский городской педагогический институт физической культуры и спорта, на его базе защищала кандидатскую моя диссертантка Алина Егорычева. Этот молодой вуз для меня привлекателен тем, что буквально за 20 лет сумел превратиться в солидное и очень престижное учебное заведение с крепким педагогическим составом и сильным студенческим коллективом.

Трижды за текущий год я побывал в Смоленской академии физкультуры и спорта – выступал оппонентом на защите диссертаций по физиологии. Академия сегодня – это образец того, как должен выглядеть и функционировать спортивный вуз в идеале, она часть крупнейшего в стране спортивно-образовательного комплекса. За такими комплексами будущее, потому что сегодня наше государство нацелено на развитие спорта, ставится задача растить здоровых, физически развитых граждан. К тому же большой спорт – часть внешней политики РФ. И возможно, именно нынешнему поколению студентов предстоит работать в суперсовременных спортивных комплексах. Такая перспектива настраивает студентов на позитивный лад, и они с большим уважением начинают относиться и к учебе, и к своей будущей профессиональной деятельности, потому что более отчетливо начинают понимать свою причастность к развитию физкультуры и спорта в нашей стране.

Тенденцию модернизации институтов физкультуры я наблюдал и в Волгоградской академии. Этот вуз обладает удивительным с точки зрения технической сложности и функциональности спортивным сооружением – современным открытым бассейном. Спортсмены, которые там тренируются, уверяют, что никогда ранее в закрытых ваннах они не могли получить такой значительный эффект от тренировок, как на открытой воде, поскольку они дышат чистым, а не хлорированным воздухом. И я им верю, так как много лет преподавая плавание и занимаясь физиологией спортсменов, понимаю, что для пловца дыхание – это все. Естественно, говорил о Волгоградской академии и со своими студентами – они должны знать, как живут другие вузы и каковы векторы роста.

Несомненно, модернизация дойдет до факультетов физкультуры и спорта в педагогических вузах, а пока считаю необходимым ездить и знакомиться с достижениями коллег из других вузов. Со многими из них налажены давние связи, например с Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге, где работает много моих друзей. Приезжал к ним на курсы повышения квалификации и в составе министерской комиссии участвовал в государственной аккредитации вузов. Бываю в Великих Луках, обладающих великолепной академией физкультуры и спорта, где ведутся серьезные исследования в области физиологии, которая составляет мой главный научный интерес.

Российский институт физкультуры и спорта в Москве тоже приглашает меня для участия в различных форумах и проектах. Это сотрудничество важно тем, что на базе института создано методическое объединение, которое определяет политику высшего физкультурного образования. Кубанская академия физкультуры – это вообще моя вторая «родина» – поскольку в Краснодаре я защищал в свое время кандидатскую диссертацию. А еще сотрудничаю с Воронежем, Омском, Хабаровском – мне важно, чем живут вузы, расположенные вдали от Москвы. А живут они очень насыщенно: и с образовательной, и с научной, и со спортивной точек зрения. Например, Чайковский государственный институт физической культуры обладает уникальным спортивным объектом – лыжным стадионом с суперсовременными трамплинами. Мне как декану факультета физической культуры интересно знать, как он используется в образовательном и тренировочном процессе. Потому что этот институт – кузница чемпионов по зимним видам спорта. И это притом, что сам город Чайковский невелик – всего-то 80 тысяч населения».

А нашему факультету есть чем гордиться, есть что показать коллегам из других регионов?

«Безусловно. Во-первых, факультет физической культуры Ярославского педагогического университета обладает старейшей научной школой в области физиологии. Это та база, на которой основана вся наша исследовательская работа. О том, что ЯГПУ и факультет очень уважаемы в научных кругах, говорит хотя бы тот факт, что уже много лет на базе факультета проходит Международная научная конференция по отраслям физиологии – гемореологии и микроциркуляции крови. К нам съезжаются видные научные деятели со всего мира, в том числе и из США.

Во-вторых, у нас мощнейший профессорско-преподавательский состав: более 80% преподавателей наших специальных кафедр имеют научные степени, 10 из них – доктора наук. Есть своя аспирантура, а кроме того, наших профессоров постоянно приглашают в качестве руководителей при подготовке диссертаций на базе других вузов и в качестве оппонентов на защите».

И вас, конечно, тоже?

«И меня. В моей «зачетке» 18 защищенных диссертаций: одна докторская (по физиологии), 14 кандидатских по физиологии и 3 по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке.

А третье, чем мы выгодно отличаемся от значительного числа вузов и чем можем определенно гордиться, – это той доброжелательной атмосферой, которая царит на факультете. Поверьте, разговаривал со многими студентами – все отмечают, что чувствуют себя здесь как дома, где поддержат, поймут, пойдут навстречу, где всегда тепло, где понимают, где есть защита и где всегда ждут. Такой дух был заложен с самого основания факультета, когда в вуз пришли работать педагогами бывшие фронтовики, которые многим студентам послевоенного поколения заменили погибших отцов. И я рад, что такую добрую атмосферу преподаватели сумели сохранить, несмотря на то, что с тех пор прошло почти семь десятилетий».