Медицинская этика по-восточному

Врач, не умеющий распознавать расстройства питания в организме, похож на человека, блуждающего в степи без проводника.

Врач, не понимающий состояния урины и пульса, не может понять и объяснить расстройства питания, при которых в организме усилена или ослаблена прирожденная энергия жизненно-живой теплоты. Он похож на охотника, не знающего, куда следует пускать ястреба.

Врач, не умеющий объяснить причины данного расстройства в организме, похож на оратора, не способного произнести речи. Он может стать предметом насмешек.

Врач, не понимающий основ терапевтического и хирургического лечения, похож на стрелка, стреляющего в темноте наугад.

Врач, не изучивший правил употребления пищи и питья, не понимающий пользы или вреда, приносимых тем или другим образом жизни, будет способствовать нарушению жизненных процессов в организме и развитию в нем различных заболеваний.

Врач, не понимающий достоинств успокоительного метода лечения, может вызвать новое расстройство питания в организме употреблением сильных средств, или, наоборот, их недостатком, или же давая средства совсем некстати. Такие врачи похожи на земледельца, не понимающего земледелия.

Врачи, не понимающие слабительного метода лечения, могут нарушить жизненные процессы в организме и вызвать в нем расстройство питания.

Врачи, не имеющие при себе необходимых инструментов и лекарств, лишены возможности остановить развитие болезни в организме. Они похожи на богатыря, идущего на врага без кольчуги и без оружия.

Врачи, не знающие способов кровопускания и прижиганий, не могут применять данные способы лечения. Они похожи на вора, идущего воровать в неизвестную местность.

Врачи, подобные этим, - плохие врачи, понимающие все ложно, применяющие ложные способы лечения. Они - злые гении, носящие образ врачей, они указывают путь на тот свет. С такими врачами, позорящими это гордое звание, не следует иметь дела.

Что же касается лечения больного, то врачу необходимо объяснить его положение так ясно, как ясен и чист звук сигнальной раковины, и обещать поправить больного или же сообщить близким о времени его смерти. Когда трудно определить состояние больного, то нужно с мудростью змеи сообщить о возможности выздоровления или смерти, уклоняясь в сторону наибольшей вероятности. Если же от врача потребуется категорический ответ относительно судьбы пациента, то следует прямо сказать о возможных случайностях. Если врачом уже решен вопрос об участи больного, то и тогда следует упомянуть о возможной случайности.

В том случае, если больной сам осознает опасность своего заболевания, то ему следует ясно описать весь ход расстройства питания в его организме. Если заболевание пациента заразно, то, учитывая обстоятельства, время года, окружающую обстановку, врачу следует лечить само расстройство питания, вызванное заразой.

Существует множество серьезных и случайных причин выздоровления и смерти, поэтому врачи и не могут давать безусловных гарантий при предсказании исхода болезни. Опасному больному всегда следует говорить, что он поправится. Если же расстройство питания в организме не слишком серьезно, то следует советовать больному беречь себя. Чтобы избежать возможных заблуждений, нужно всегда руководствоваться критическим взглядом и пристально следить за состоянием современной медицинской науки.

В своих научных занятиях врачи должны держаться критического взгляда, избегая крайних и безусловно ложных воззрений. Наилучшим считается серединное критическое воззрение. Врачи должны относиться ко всем людям с любовью и состраданием, приносить всем радость, считать всех равноправными, отказаться от ненависти, злости, мщения, небрежности, лжи и от любых других дурных поступков. Напротив, они должны быть старательными, терпеливыми, творящими добро.

За свою деятельность на земле благодаря познаниям в медицине врачи разумно пользуются довольством и почетом. Однако напоминать о вознаграждении за труды позволительно лишь тогда, когда есть действительная надобность в средствах. Если врач сделается известным и вдруг найдутся люди, хулящие его знания, то к ним следует относиться без ненависти. Надо лишь постараться сделать этих людей справедливыми. Врачу всегда следует помнить, что пройдет время после исцеления и больные забудут пользу, принесенную им. Но это не должно огорчать врача, ибо цель его жизни - самоотверженное служение людям.

Врачи, не поддающиеся страстям, не избирающие ложных путей и искренне стремящиеся помогать больным, будут пребывать на том свете в божественной стране, лучше которой ничего нет.