«Ученые доказали» - фраза для рекламы

«Ученые доказали/обнаружили, что…» - с таких слов может начинаться и репортаж о подлинном открытии, и дурацкий анекдот, и реклама продукта, без которого вы прекрасно обходились. Группа британских ученых с академическим педантизмом взялась доказывать, что слова «ученые доказали» нередко совершенно безосновательны. В США и Англии можно продавать и рекламировать продукты, не раскрывая лежащих в их основе ноу-хау. Но заявления все же должны соответствовать истине и не противоречить законам природы.
Ученые доказали
Ученые доказали

Неформальное объединение под названием Sense About Science (в данном случае его можно перевести как Здравый Научный Смысл) - это независимое благотворительное общество, деятельность которого заключается в том, чтобы реагировать «на неверное толкование науки и научных данных по таким представляющим общественный интерес темам как, например, пластиковые бутылки, фтор или тройная вакцина от кори-свинки-краснухи, а также дебаты по поводу генетической модификации, исследований со стволовыми клетками и радиации».

Общество Sense About Science, возникшее в 2002 году, сейчас объединяет около 2000 британских ученых и пользуется поддержкой Королевского общества (Royal Society) – аналога нашей Академии Наук. В одном из недавних выпусков сетевого издания The Scientist рассказывалось об очередной акции Sense About Science, которая не потребовала больших усилий от участников, лишь применения профессиональных знаний на благо сограждан и во имя чистоты науки. Активисты Sense About Science обзвонили 11 фирм, предлагающих товары медицинского назначения с описанием их достоинств в терминах, которые обывателю могут показаться строго научными. Как и следовало ожидать, никакой науки ни за одним из них не оказалось.

Расшифровки разговоров изданы отдельной книжкой, в назидание потомкам
Расшифровки разговоров изданы отдельной книжкой, в назидание потомкам

Связался черт с младенцем: детали

Первой в списке у добровольных экспертов оказалась фирма-производитель светильников из каменной соли, благотворно влияющих на организм человека из-за ионов, которые выделяются при нагревании. Физик Дженнифер Лардж (Jennifer Large) поинтересовалась у представителя компании, как они испускают свои «целебные» ионы? «Это происходит при нагревании лампочки» - был ответ. «Да, но я сейчас немного занимаюсь наукой, и, насколько мне известно, химические связи, посредством которых удерживаются ионы в молекуле соли, достаточно сильны. Меня интересует, хватит ли энергии обычной лампочки, чтоб разорвать их?» - продолжала допытываться Лардж. «Да, они вообще-то здорово нагреваются, это ученые доказали». «А поподробнее?» - не унималась Дженнифер. «Есть много интернет-сайтов, которые расскажут вам о соляных лампах». «А есть ли что-либо более конкретное, чем web-сайт?» И вот здесь прозвучал однозначный и правдивый ответ – «нет»!

Биолог Гэрриет Болл (Harriet Ball) общалась с диетологом солидной фирмы - производителем йогурта, обогащенного витаминами. Его рекламировали, особенно упирая на содержащийся в нем комплекс Актив8 - восемь витаминов группы В, которые, если верить тексту рекламного ролика, оптимизируют энергетический обмен. Специалист фирмы объяснил, что Актив8 "выделяет оптимальное количество питательных веществ из того, что вы съели, и направляет их именно туда, куда нужно". "А нужен ли он людям, которые и так сбалансированно питаются, и уже получают эти самые витамины В в нужном количестве?" "Ну, если они уже получают достаточно витаминов с пищей, йогурт это оптимизирует..." "Что значит - оптимизирует?" "Ну, это значит выделит главное из вашей пищи, используя витамины и минералы, которые есть в вашей здоровой пище". "Если человеку скормить больше витаминов, чем ему надо, они в лучшем случае просто выведутся из организма," - замечает Болл. "А, ну да, тогда они просто выделятся и не причинят вреда."

В научном мире принято оформлять результаты исследований и открытия в виде отчетов и статей, сообщать о них на конференциях, - словом, хотя бы своим коллегам изложить все как есть, что было сделано и на каком основании сделаны те или иные выводы. Гэрриет решила оставить в покое сотрудницу компании и спросила, нельзя ли ознакомиться с результатами клинических испытаний, подтверждающих эффективность витаминного комплекса Актив8. Оказалось, что их не существует.

Другой физик из Sense About Science, Эрик де Силва (Eric de Silva) созвонился с производителями медальона Q-Link. Его полагается носить на шее, и тогда он защитит от электромагнитного излучения, излечит похмелье и раздражения на коже, улучшит результаты игры в гольф и повысит безопасность на дороге. Представитель клиентской службы попробовал объяснить, как он работает: "Ну, у вас есть энергетическое поле, потому что ваше тело производит электрические импульсы. Это называется биополе, энергетическое поле вокруг вашего тела". "Вы о нервных импульсах? - осторожно уточнил де Сильва. "А, ну да, этих!" "И этот предмет, медальон... он как-то их усиливает или ослабляет?" - "Усиливает"... Ученый еще минут десять пытался добиться хоть сколь бы то ни было внятного ответа, надеясь, что под словами "электромагнитные колебания" его собеседник подразумевает то же самое, что и коллеги-физики. Тщетно.

А зачем?

"Идиоты всегда были и будут, пятьсот лет назад отдавали последнее за порошок из жабьих глаз, сейчас - за БАД, люди платят не за вещь, а за надежду на нее" - с этим не поспоришь. Переключить канал, прочитать этикетку на баночке йогурта и выбрать тот, который содержит понятные вам компоненты и стоит столько, сколько и должна стоить баночка йогурта, в лучшем случае - провести разъяснительную беседу со старушкой-соседкой, которая пришла одолжить несколько тысяч на "необходимое лекарство" - все это может каждый. Но, как считает руководство проекта Sense About Science, раз уж вы ученый и понимаете, как это на самом деле работает или не работает, стоит сделать что-то большее, чем скривить губы и сказать, как вас бесят такие глупости. Британских ученых призывают не лениться и дать производителям понять, что любое заявление может потребовать доказательств.

А нам с вами британские ученые доказали - стоит прислушиваться к своим сомнениям, которые основаны на здравом смысле. Хуже не будет.

Комментарии10

Если ученые доказали, то зачем об этом говорить в рекламе? Ведь понятно становится, что таким образом стараются производители добавить значимости своему продукту

ОтветитьРедактироватьУдалить
jumbo12.11.07 16:37

круто, наконец то

ОтветитьРедактироватьУдалить
chooka09.11.07 15:27

наставили баллов!=)))

ОтветитьРедактироватьУдалить
ponchik10.11.07 15:54

Уже поубавилось, нибаись :) Рейтинг-контроль не дремлет :)

ОтветитьРедактироватьУдалить
ponchik09.11.07 15:29

И почему бы это?

ОтветитьРедактироватьУдалить
SusaninIvan10.11.07 00:46

патамучта букав в самый раз и по делу + интересно и нам, советским инженерам, понятно. абадрям!

ОтветитьРедактироватьУдалить
marusiki10.11.07 00:25

Уважают:)

ОтветитьРедактироватьУдалить
ponchik10.11.07 15:53

(не веря в человечество): виртуалы, поди... Не самая актуальная тема, эту новость в другом месте откомментирвали так: нам бы (России), конечно, не помешала бы такая же организация, "но очень помешала бы тем, кто, например, "выдает" лицензии, есть и другие не заинтересованные в сокращении спроса на такие товары организации и лица..."

ОтветитьРедактироватьУдалить
figovina09.11.07 11:55

Хорошая статья

ОтветитьРедактироватьУдалить
ponchik09.11.07 12:48

Спасибо :)

ОтветитьРедактироватьУдалить
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.