«Ученые доказали» - фраза для рекламы

«Ученые доказали/обнаружили, что…» - с таких слов может начинаться и репортаж о подлинном открытии, и дурацкий анекдот, и реклама продукта, без которого вы прекрасно обходились. Группа британских ученых с академическим педантизмом взялась доказывать, что слова «ученые доказали» нередко совершенно безосновательны. В США и Англии можно продавать и рекламировать продукты, не раскрывая лежащих в их основе ноу-хау. Но заявления все же должны соответствовать истине и не противоречить законам природы.

Ученые доказали
Ученые доказали

Неформальное объединение под названием Sense About Science (в данном случае его можно перевести как Здравый Научный Смысл) - это независимое благотворительное общество, деятельность которого заключается в том, чтобы реагировать «на неверное толкование науки и научных данных по таким представляющим общественный интерес темам как, например, пластиковые бутылки, фтор или тройная вакцина от кори-свинки-краснухи, а также дебаты по поводу генетической модификации, исследований со стволовыми клетками и радиации».

Общество Sense About Science, возникшее в 2002 году, сейчас объединяет около 2000 британских ученых и пользуется поддержкой Королевского общества (Royal Society) – аналога нашей Академии Наук. В одном из недавних выпусков сетевого издания The Scientist рассказывалось об очередной акции Sense About Science, которая не потребовала больших усилий от участников, лишь применения профессиональных знаний на благо сограждан и во имя чистоты науки. Активисты Sense About Science обзвонили 11 фирм, предлагающих товары медицинского назначения с описанием их достоинств в терминах, которые обывателю могут показаться строго научными. Как и следовало ожидать, никакой науки ни за одним из них не оказалось.

Расшифровки разговоров изданы отдельной книжкой, в назидание потомкам
Расшифровки разговоров изданы отдельной книжкой, в назидание потомкам

Связался черт с младенцем: детали

Первой в списке у добровольных экспертов оказалась фирма-производитель светильников из каменной соли, благотворно влияющих на организм человека из-за ионов, которые выделяются при нагревании. Физик Дженнифер Лардж (Jennifer Large) поинтересовалась у представителя компании, как они испускают свои «целебные» ионы? «Это происходит при нагревании лампочки» - был ответ. «Да, но я сейчас немного занимаюсь наукой, и, насколько мне известно, химические связи, посредством которых удерживаются ионы в молекуле соли, достаточно сильны. Меня интересует, хватит ли энергии обычной лампочки, чтоб разорвать их?» - продолжала допытываться Лардж. «Да, они вообще-то здорово нагреваются, это ученые доказали». «А поподробнее?» - не унималась Дженнифер. «Есть много интернет-сайтов, которые расскажут вам о соляных лампах». «А есть ли что-либо более конкретное, чем web-сайт?» И вот здесь прозвучал однозначный и правдивый ответ – «нет»!

Биолог Гэрриет Болл (Harriet Ball) общалась с диетологом солидной фирмы - производителем йогурта, обогащенного витаминами. Его рекламировали, особенно упирая на содержащийся в нем комплекс Актив8 - восемь витаминов группы В, которые, если верить тексту рекламного ролика, оптимизируют энергетический обмен. Специалист фирмы объяснил, что Актив8 "выделяет оптимальное количество питательных веществ из того, что вы съели, и направляет их именно туда, куда нужно". "А нужен ли он людям, которые и так сбалансированно питаются, и уже получают эти самые витамины В в нужном количестве?" "Ну, если они уже получают достаточно витаминов с пищей, йогурт это оптимизирует..." "Что значит - оптимизирует?" "Ну, это значит выделит главное из вашей пищи, используя витамины и минералы, которые есть в вашей здоровой пище". "Если человеку скормить больше витаминов, чем ему надо, они в лучшем случае просто выведутся из организма," - замечает Болл. "А, ну да, тогда они просто выделятся и не причинят вреда."

В научном мире принято оформлять результаты исследований и открытия в виде отчетов и статей, сообщать о них на конференциях, - словом, хотя бы своим коллегам изложить все как есть, что было сделано и на каком основании сделаны те или иные выводы. Гэрриет решила оставить в покое сотрудницу компании и спросила, нельзя ли ознакомиться с результатами клинических испытаний, подтверждающих эффективность витаминного комплекса Актив8. Оказалось, что их не существует.

Другой физик из Sense About Science, Эрик де Силва (Eric de Silva) созвонился с производителями медальона Q-Link. Его полагается носить на шее, и тогда он защитит от электромагнитного излучения, излечит похмелье и раздражения на коже, улучшит результаты игры в гольф и повысит безопасность на дороге. Представитель клиентской службы попробовал объяснить, как он работает: "Ну, у вас есть энергетическое поле, потому что ваше тело производит электрические импульсы. Это называется биополе, энергетическое поле вокруг вашего тела". "Вы о нервных импульсах? - осторожно уточнил де Сильва. "А, ну да, этих!" "И этот предмет, медальон... он как-то их усиливает или ослабляет?" - "Усиливает"... Ученый еще минут десять пытался добиться хоть сколь бы то ни было внятного ответа, надеясь, что под словами "электромагнитные колебания" его собеседник подразумевает то же самое, что и коллеги-физики. Тщетно.

А зачем?

"Идиоты всегда были и будут, пятьсот лет назад отдавали последнее за порошок из жабьих глаз, сейчас - за БАД, люди платят не за вещь, а за надежду на нее" - с этим не поспоришь. Переключить канал, прочитать этикетку на баночке йогурта и выбрать тот, который содержит понятные вам компоненты и стоит столько, сколько и должна стоить баночка йогурта, в лучшем случае - провести разъяснительную беседу со старушкой-соседкой, которая пришла одолжить несколько тысяч на "необходимое лекарство" - все это может каждый. Но, как считает руководство проекта Sense About Science, раз уж вы ученый и понимаете, как это на самом деле работает или не работает, стоит сделать что-то большее, чем скривить губы и сказать, как вас бесят такие глупости. Британских ученых призывают не лениться и дать производителям понять, что любое заявление может потребовать доказательств.

А нам с вами британские ученые доказали - стоит прислушиваться к своим сомнениям, которые основаны на здравом смысле. Хуже не будет.