Маркетологи обманывают покупателей

Приходя в супермаркет, покупатель, сам того не понимая, попадает в сети, расставленные хитрыми маркетологами. Чтобы спровоцировать потребителя на покупку, в ход идут все средства: от правильной выкладки товара на полки до специальных запахов, стимулирующих продажи. Подробнее о стратегиях обмана покупателей можно узнать в свежем выпуске программы «Инфомания».

Согласно данным исследований, среднестатистический покупатель, как героиня известного анекдота, ходит по магазинам со «скоростью» 2,5 доллара в минуту. Для того чтобы этот коэффициент был больше, торговые сети нанимают целый штат маркетологов, которые кропотливо разрабатывают стратегии увеличения продаж. В ход идет все: от неожиданной смены расположения отделов (обнаружив, скажем, на месте колбас пирожные, озадаченный покупатель все равно положит их в корзинку) до полок специальной конструкции. Хитрость последнего метода состоит в том, что полки расположены с наклоном и, взяв товар, поставить обратно его уже невозможно. Большинство посетителей магазинов машинально кладут такой товар в тележку.

Среди самых действенных способов ситуативного воздействия на потенциального покупателя — запахи. Именно поэтому в торговых залах крупных супермаркетов стоят духовые шкафы со свежим хлебом или курицей гриль. Проголодавшиеся на работе покупатели, увидев хрустящую корочку, уже не думают о том, что точно такую же курицу они могут запечь дома в духовке. Используются запахи и для продажи несъедобных товаров. Так, в магазинах, торгующих одеждой и обувью, продавцы распыляют аэрозоль с запахом апельсина, который стимулирует желание купить понравившуюся вещь.

Еще одна из уловок маркетологов — использование материнского инстинкта. Фокус-группе из 30 женщин показали серию фотографий, состоящую из изображений мускулистого мачо, дорогой машины, цветов, драгоценностей, щенка и ребенка. Именно на ребенка большинство участниц исследования среагировали сильнее всего. Когда же заказавшая исследование австрийская компания — производитель косметики вывесила в своих магазинах изображения малышей, продажи кремов и туши для ресниц резко пошли вверх.

Кроме того, для увеличения продаж маркетологи используют и фактор ожидания: даже в часы пик во многих супермаркетах половина касс закрыта и посетители вынуждены толпиться в очереди. Именно поэтому перед кассами стоят стеллажи с так называемыми «товарами импульсной покупки»: жевательной резинкой, конфетами и презервативами. Вынужденно разглядывая все это великолепие, покупатель почти самостоятельно приходит к выводу, что именно этого товара ему и не хватало для полного счастья. Возможно, чтобы избежать обмана, лучше воспользоваться сервисом онлайн-покупок, который открывает Google. А для тех, кто предпочитает реальный шопинг виртуальному, скоро откроется первый в нашей стране аутлет-центр.