Названы самые важные открытия 2011 года

Традиционно в конце года американский журнал Science, аналог культового советского издания «Наука и жизнь», составляет рейтинг наиболее значимых научных открытий, совершенных в уходящем году.

Список наиболее существенных научных достижений оценивает компетентное жюри, которое, собственно, и расставляет их в порядке значимости. Среди номинантов также выбирают «прорыв года», коим в 2011 году названы результаты клинических испытаний так называемых антиретровирусных препаратов, сдерживающих распространение ВИЧ-инфекции между гетеросексуальными половыми партнерами. В эксперименте приняли участие почти 1800 пар из 9 стран мира. В каждой из этих пар один из партнеров являлся ВИЧ-инфицированным, а второй, соответственно, постоянно подвергался риску заражения. Эксперимент проводился уже несколько лет, и изначально планировалось, что данное исследование продлится до 2015 года, а все отобранные пары будут вовлекаться в него постепенно. Однако уже к этому году стало ясно, что препараты дают настолько очевидный ожидаемый результат, то есть на 96% препятствуют заражению вирусом иммунодефицита человека от инфицированного партнера. В связи с этим ученые решили по этическим соображениям дать всем участникам доступ к антиретровирусным препаратам.

Еще одним выдающимся открытием 2001 года названо изобретение потенциального «эликсира молодости»: при удалении из организма мышей одряхлевших клеток симптомы старения проявляются позже. Пусть на продолжительность жизни это не влияет, зато значительно улучшает внешний вид без популярного и токсичного ботокса и подтяжек.

Среди открытий, далеких от жизни земной, названы открытие необычных планетных систем, совершенно не похожих на нашу, а также обнаружение в космосе двух облаков водорода, химический состав которых, видимо, не менялся 2 млрд лет после Большого взрыва.