Восхитительная красота павловопосадских платков с узорами

Когда-то платок был неизменным атрибутом женщины: выйти на улицу с непокрытой головой было просто неприлично. В будние дни носили обычные платки, а по праздникам – яркие, расшитые красивыми узорами. К праздничным относились и павловопосадские платки. Сегодня их необычные узоры покорили подиумы, традиционные русские платки стали настоящей модной тенденцией.

Турецкие узоры

Фабрика павловопосадских платков существует уже несколько сотен лет. В разное время популярные орнаменты различались, а в XIX веке платки украшались так называемыми турецкими узорами. Это расцветки, которые напоминали восточные шали. Некоторые мотивы в орнаменте, так называемые «огурец» или «боб», легко узнаваемы. Несмотря на то что павловопосадские платки ассоциируется в основном с цветочными мотивами, все же турецкие узоры выпускались очень долго, до самого начала XX века. Орнаменты были очень разнообразны, ими украшались и шелковые, и ситцевые платки.

Цветочная мода

Ближе к концу XIX века стали особенно цениться цветочные узоры, на них пошла большая мода. Романтичное отношение к окружающему миру характерно для всей эпохи, это не могло не коснуться популярных орнаментов.

Шали и платки в то время делали несколько фабрик, и у каждой имелся свой особенный стиль, перепутать было невозможно. Более того, почерк каждого мастера (или мастерицы) тоже был узнаваем, ведь все платки расписывались или расшивались вручную.

Павловопосадские платки были дорогими. В прошлом приобрести их могли только зажиточные женщины, это был элемент роскоши

Чтобы платки и шали были разнообразнее, в павловопосадской мастерской работали художники, которые придумывали узоры. Чтобы сделать их интереснее, мастера не только создавали орнаменты сами, но и вдохновлялись чужими работами: закупали образцовые платки других фабрик, заказывали цветочные рисунки зарубежных художников, в частности, французов и немцев. Именно в это время стиль павловопосадского платка окончательно оформился, стал особенно ярким.

Наиболее часто используемыми в узорах видами цветов были розы и георгины, но изображались и другие растения, причем выше ценились садовые. Больше всего выпускалось платков двух типов:

- тонкие полупрозрачные шерстяные шали, украшенные объемными цветочными орнаментами, - плотные шали из шерсти, яркие и красочные, с обилием красного цвета.

Традиционно акцент в композиции делался на край платка, хотя заполняться могла почти вся его площадь. В центре, как правило, для красоты оставляли некоторое пространство без узора, ведь платки делались, чтобы их носить.

XX век

В XX веке павловские платки приобретают более крупные орнаменты, цветы на них становятся практически объемными. Яркие цветовые сочетания, в основе которых лежат красные, желтые, зеленые и синие на черном фоне, особенно популярны. Для этого периода характерна более плотная насыщенность не только цвета, но и узора.

Несмотря на то что в послевоенное время немало старых рисунков было утрачено, сегодня павловопосадские платки производятся и пользуются большим спросом. Художники создают новые эскизы, которые учитывают модные тенденции, а также восстанавливают узоры прошлого. Для этого даже специально проводят исследования. Цветовая гамма на современных платках сместилась в сторону разных оттенков коричневого, охристого и зеленого.