Photoshop приходит в массы

Несмотря на все разговоры о свободе слова и обилие новых типов сетевых медиа, слову печатному уже давно никто не верит. Любой первокурсник журфака знает: для подтверждения факта в тексте должны обязательно присутствовать фотографии или видео. Правда, сейчас и фотографам мало кто верит.

С развитием современных фоторедакторов, в частности, Photoshop от компании Adobe, у нечистых на руку охотников за сенсациями, а также различных политических сил появилось множество способов для обмана аудитории, рассказала программа «Инфомания». Так, Мадонна снялась для глянцевого журнала, запретив редакции ретушировать свое изображение.

Власти Ирана, которые не хотели придавать огласке неудачные запуски ракет, просто пририсовали на фото полигона летящий реактивный снаряд с шлейфом дыма за ним. Подделка могла бы пройти незамеченной, если бы не бдительный редактор из Daily Telegraph, который заметил, что летящей ракеты изначально на снимке не было.

Еще один фотоскандал произошел с нефтяным гигантом BP во время аварии в нефтяном заливе. Стремясь создать в прессе видимость работы по ликвидации аварии, пресс-служба компании разослала в прессу несколько фотографий. На одной из них – спасательный вертолет, зависший над нефтяным пятном, а на другой – кризисный штаб BP в Бостоне. Однако интернет-сообщество разоблачило фальшивку: на самом деле вертолет во время съемки находится на палубе, море было подкрашено, а компьютеры в штабе, где якобы шла напряженная работа, просто выключены.

Между тем, несмотря на все изощренные уловки, вывести нечистых на руку фальсификаторов все-таки можно. Все дело в том, что вся информация о каждом фотоснимке хранится в специальном EXIF-файле, который прикреплен к картинке и содержит подробную информацию обо всех изменениях. Если дата изменения EXIF-файла не соответствует дате создания фотокарточки, это должно натолкнуть на мысль о том, что изображение подверглось ретуши. Кроме того, у каждого производителя фотокамер существуют свои размеры снимка (соотношение сторон, количество пикселей по ширине и высоте и так далее). Если изображение отличается от эталонного, значит, над фото также поработали.

Еще один способ, который активно применяют криминалисты, а также адвокаты, ведущие, например, дела о супружеских изменах, где основным доказательством неверности являются фотографии, – анализ изображения при большом увеличении. Например, если на одном фото лица разных людей имеют разное направление теней или интенсивность освещенности, это означает, что части картинки заимствованы из различных файлов, а фотография фальсифицирована.