Высокая мода оказалась на обочине

Магазины доступной одежды убивают искусство от кутюр. За последнее десятилетие прибыли сетевой индустрии выросли вчетверо, а «высокий пошив» перестал быть рентабельным. В итоге модные дома существуют за счет доходов от доступных мелочей – парфюма и аксессуаров.

Эксперты констатируют: на смену статусному потреблению пришло индивидуальное. Половина молодых людей при покупке вообще не обращает внимания на бренд, а 80% подбирают вещи, ориентируясь на собственный стиль. Подиумные наряды просто не выдерживают конкуренции. Полное обновление коллекций сетевых магазинов происходит до 20 раз в год. А на единственный экземпляр от кутюр уходят месяцы кропотливой работы.

Кроме того, изменился и принцип перераспределения доходов. Теперь у людей, занятых в сегменте «быстрой моды», больше шансов разбогатеть. Ежегодная прибыль модного дома составляет около миллиарда долларов. Для сравнения: японский сетевой бренд получает в 10 раз больше, сообщает программа «Инфомания».

У кутюрье в среднем в 6 раз меньше сотрудников, и на каждого из них все равно приходится в полтора раза меньше прибыли, чем на работника fast fashion. Кроме того, владельцы сетевых корпораций не разоряются на специалистов высокого класса, нанимая в основном дешевую рабочую силу. Именно поэтому в списке самых богатых людей планеты есть только один представитель мира высокой моды – Бернард Арно ($27,5 млрд). Зато гиганты fast fashion заняли сразу три позиции. Это Амансио Ортега ($25 млрд), Стефан Перссон ($ 22,4 млрд) и Михаэль Отто ($18,7 млрд). Впрочем, монаршие особы, такие как Кейт Миддлтон, предпочитают, например, одежду от Виктории Бекхэм.

Вместе с тем нельзя не признать того, что индустрия доступных вещей своим процветанием обязана именно ведущим модным домам. Пока кутюрье подгоняют модель под единственного клиента, корпорации «быстрой одежды» штампуют бюджетные копии подиумных моделей. Получается, что демократичная одежда рискует погубить источник собственных доходов. Тем не менее Неделя высокой моды в Париже по-прежнему привлекает внимание журналистов и ценителей прекрасного.